Пифагор (580—500 гг. до н.э.)
древнегреческий философ, математик, религиозный и политический деятель
Не полагайся на жену, которая много смеется.
Не избирай себе другом живущего несогласно со своею женою.
благоразумная жена! Если ?(ргешь, чтобы муж твой время проводил с тобой, то заботъся о том, чтобы он ни в Каком другом Месте не наводил столь приятного удовольствия и нежности.
Человек умирает в опьянении от вина; он беснуется в опьянении от любви.
Пьянство есть упражнение в безумстве.
Прежде вступления твоего в союз супружества должен ты знать, что в природе все непрестанно изменяется: «женщина сегодняшняя не есть женщина вчерашняя».
Конфуций (551—479 гг. до н.э.)
древнекитайский мыслитель, основатель конфуцианства
Знающему далеко до любящего, любящему далеко до радостного.
У обыкновенной женщины ума столько, сколько у курицы, а у необыкновенной — сколько у двух.
Только истинно человечный человек способен и любить, и ненавидеть.
Тот, кто красиво говорит и обладает привлекательной наружностью, редко бывает истинно человечен.
Добродетель не останется в одиночестве. У нее обязательно найдутся соседи.
Благородный муж, привязанный к домашнему уюту, не достоин зваться таковым.
Еврипид (480—406 гг. до н.э.)
древнегреческий поэт-драматург
Нет худшего зла, чем плохая женщина; и ничего не создано когда-либо лучшего, чем хорошая.
Ты, женщина, и если ты могла
Быть честною не реже, чем нечестною,
Считай себя счастливой. Лишь ласковый имеет дар пленять. Не любит тот, кто любит не навек.
Никогда не верь женщине, даже если она говорит правду. О, если бы людям возможно было производить детей как-нибудь иначе: если б не было женщин! Тогда человек не знал бы никаких неприятностей.
"Благородный Муж в своей жизни должен остерегаться трех Вещей: юности, когда жизненные силы обильны, —увлечения женщинами; зрелости, когда жизненные силы Могучи, остерегаться соперничества; в старости, когда жизненные силы скудны, остерегаться скупости.
Из трагедии «Медея»:
нас, женщин, нет несчастней. За Мужей мы платим — и недешево. А купишь, так он тебе хозяин, а не раб. И первого второе горе больше.
А главное, берешь ведь наобум: Порочен он иль честен, как узнаешь? А Между тем уйди — тебе ж позор, и удалить супруга ты не смеешь, и вот жене, вступая в новый Мир, где чужды ей и нравы, и законы, приходится гадать, с каким она Созданием ложе делит. И завиден Удел жены, коли супруг ярмо Свое несет покорно. Смерть иначе! Ведь Муж, когда очаг ему постыл, На стороне любовью сердце тешит, у них друзья и сверстники, а нам в глаза глядеть приходится постылым. Но говорят, что за мужьями Мы, как за стеной, а им, мол, копья нужны. Какая ложь! Три раза под щитом Охотней бы стояла я, чем раз Один родить. Вот речь вообще о женах?
Сократ (ок. 470—399 гг. до н.э.)
древнегреческий философ
Любви женщины следует более бояться, чем ненависти мужчины. Это — яд тем более опасный, что он приятен.
Распаляется пламя ветром, а влечение — близостью.
Женишься ты или ист — все равно раскаешься.
Красота — это королева, которая правит очень недолго.
Брак, если уже говорить правду, — зло, но необходимое зло.
Молодым людям следует почаще смотреться в зеркало: красивым, чтобы не срамить своей красоты, безобразным — чтобы воспитанием скрасить безобразие.
Женись несмотря ни на что. Если попадется хорошая жена — станешь исключением, если плохая — философом.
Демокрит (ок. 460—360 гг. до н.э.)
древнегреческий философ
Только та любовь справедлива, которая стремится к прекрасному, не причиняя обид.
Кому попался хороший зять, тот приобрел сына, а кому дурной — тот потерял и дочь.
Украшение женщины — молчаливость; похвальна также и простота наряда.
Телесная красота человека есть нечто скотоподобное, если под ней не скрывается ум.
Кто сам не любит никого, того, кажется мне, тоже никто не любит.
Трудно бороться со своим сердцем, однако рассудительному мужу свойственно его побеждать.
При совокуплении человек вытряхивается из всего человека.
"Мужествен не только тот, кто побеждает врагов, но и тот, кто господствует над своими страстями. Некоторые же царствуют над городами и в то же время являются рабами женщины.
Антисфен (ок, 444—368 гг. до н.э.)
древнегреческий философ
Лекарство от любви — брак.
Не всегда состоит в нашей воле быть любимыми, но всегда от нас самих зависит не быть презираемыми.
Мудрец женится, чтобы иметь детей, притом от самых красивых женщин; он не будет избегать и любовных связей — ибо только мудрец знает, кого стоит любить.
"Часто он говорил: «Я предпочел бы безумие наслаждению», а также: «Садиться нужно с теми женщинами, которые сами за это будут благодарны». Один Мальчик с Понта собирался слушать его и спросил, что для этого нужно приготовить; Антисфен ответил: «Приготовить книжку, да с умом, и перо, да с умом, и дощечки, да с умом» "На вопрос, какую женщину лучше брать в жены, он ответил: «красивая будет общим достоянием, некрасивая — твоим наказанием». Диоген Лаэртский. «О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов».
Платон (427—348 гг. до н.э.)
древнегреческий философ
Самое великое зло — это господство страсти, когда душа дичает от вожделений.
Кто любит за высокие нравственные достоинства, тот остается верен всю жизнь...
Женский пол — это другая часть нашего человеческого рода: правда, ввиду своей слабости он уродился более скрытным и лукавым.
Любой человек поэт, когда он любит
Аристотель (384—322 гг. до н.э.)
древнегреческий философ и ученый
В большом теле заключена красота, а маленькие могут быть изящными и пропорционально сложенными, но не прекрасными.
Скромность — середина между бесстыдством и стеснительностью.
Любить — значит желать другому того, что считаешь за благо, не ради себя, а ради того, кого любишь, и стараешься доставить это благо.
Женщины, предающиеся пьянству, рожают детей, похожих в этом отношении на своих матерей.
«Мне кажется, что люди совершенно не сознают истинной Мощи любви, ибо, если бы они сознавали ее, они бы воздвигали ей величайшие храмы и алтари и приносили величайшие жертвы, а Меж тем ничего подобного не делается, хотя все это следует делать в первую очередь. Ведь Эрот — самый человеколюбивый бог, он помогает людям и врачует недуги, исцеление от которых было бы для рода человеческого величайшим счастьем». «Пир», речь Аристофана.
Мужчина в сравнении с женщиной лучше ее по самой природе, а женщина хуже его, потому он властвует над ней, а она подчиняется.
Менандр (343—291 гг. до н.э.)
Марк Туллий Цицерон (106—43 гг. до н.э.)
римский политический деятель, оратор и писатель
Цицерон после развода с женой ответил решительным отказом на уговоры жениться еще раз, заявив, что он не в состоянии равно заботиться и о жене и о философии.
Иные думают, что старую любовь надо выбивать новой любовью, как клин клином.
Любовь — это стремление добиться дружбы того, кто привлекает своей красотой.
Брачный союз — первая ступень человеческого общества. Нельзя любить ни того, кого ты боишься, ни того, кто тебя боится.
Счастливее всех тот, кто зависит только от себя.
ее сын Квинт в письме к вольноотпущеннику Марка Тирону упоминает о заведенном ею обыкновении, которое, должно быть, поразило Мальчиков и надолго запомнилось им: если вино из кувшина бывало выпито, то пустой кувшин по требованию Тельвии запечатывали, дабы никто не мог осушить тайком еще один, полный.
В матери этой семьи угадываются черты, которые в ту пору считались обязательными для каждой настоящей матроны, властвующей в доме, верной интересам Мужа и родных внушающей любовь, уважение или страх всем вокруг, — крайняя бережливость и неустанное трудолюбие; они постоянно ощущались в доме и создавали его атмосферу. Много позже Цицерон обнаружит сходные качества у своей жены Теренции, далеко не столь порядливой, однако, и распространявшей бережливость не столько на семейное хозяйство, сколько на деньги, которые она при пособничестве одного из отпущенников припрятала для собственного употребления, что и привело, в конце концов, к разводу. П.Грималь. «Цицерон».
Мать Цицерона, Гельвия, происходила из хорошей старинной арпинской семьи и отличалась, по словам Плутарха, весьма похвальным поведением. Знаем мы о ней мало — пожалуй только то, что она очень экономно вела семейные расходы. Младший
Вергилий (70—19 гг. до н.э.)
Овидий (Овидий Публий Назон) (43 г. до н.э. — ок. 18 г. н.э.)
древнеримский поэт
Быть влюбленным — значит быть в бешенстве при здравом уме.
Вам, красавицы, полезно смешиваться с толпой. Почаще выходите из дому, хоть и без определенной цели!
Если хочешь, чтобы женщина продолжала любить тебя, старайся внушить ей мысль, что в восторге от ее красоты.
Многие женщины являются на спектакли только для того, чтобы самим обратиться в зрелище.
Слова женщины легче падающихлиапьев, которые вода и ветер несут куда им угодно.
Ревность наносит смертельный удар самой прочной и самой сильной любви.
Слишком горячая и пылкая любовь нагоняет на нас в конце концов скуку и вредна точно так же, как слишком вкусная пища для желудка.
Учитесь ходить, как следует женщине. В походке есть своего рода красота, пренебрегать которой не годится.
Чего не сможет искусство? — Женщины умеют и красиво плакать! Они плачут, когда хотят и как хотят.
Что делать женщинам, если мужчины легкомысленнее их?
Чтобы тебя любили, будь достойным любви, а этого не дадут тебе исключительно красивая наружность или стройная фигура, — ты должен физическую красоту соединить с даром ума.
Если бы нам сговориться о том, чтобы женщин не трогать, — Женщины сами, клянусь, трогать бы начали нас.
Страданья неразлучны с любовью, бесчисленны, как раковины на морском берегу.
Все, что делает женщина — делает, движима страстью.
Ночь, любовь и вино не пробуждают скромных желаний: ночь прогоняет стыдливость, а вино и любовь — робость.
Легче добьешься в любви конца, нежели умеренности.
Не будь скуп на обещания, ибо ничто не увлекает больше женщин, как обещания.
Любовь развивает находчивость.
Кому удавалось получить поцелуй, заслуживает потерять и то, что ему дали, — если не добудет остального. Много ли оставалось сделать после поцелуя для исполнения всех своих желаний?
Женщины есть и такие, кому наша преданность в тягость;
В них угасает любовь, если соперницы нет.
Скромность и красота друг с другом всегда не в ладу.
Удача и Любовь поддерживают смелых.
При ухаживании помогают и слезы, — слезами ты размягчишь хоть алмаз! По возможности, старайся, чтобы красавица видела твои мокрые от слез щеки.
Шота Руставели (XII в.)
грузинский поэт
Лишь познавшего страданье осеняет вдохновенье. Уж таков закон влюбленных: Все они друг другу братья. Человек, лишенный сердца, По своим живет законам. Ложь несет душе и телу бесконечные мученья.
* * *
Есть любовь высоких духом, отблеск высшего начала. Чтобы дать о ней понятие, языка земного мало. Дар небес — она нередко нас, людей, преображала и терзала тех несчастных, чья душа ее взалкала.
Должен истинно влюбленный быть прекраснее светила, Для него приличны мудрость, красноречие и сила, Он богат, великодушен, он всегда исполнен пыла... Те не в счет, кого природа этих доблестей лишила.
Суть любви всегда прекрасна, непостижна и верна, ни с каким любодеяньем не равняется она: блуд — одно, любовь — другое, разделяет их стена. Человеку не пристало путать эти имена.
Муслихаддин Саади (1203—1292 гг.)
персидский писатель и мыслитель
Молодой жене лучше стрела в бок, чем старый муж под боком.
Локон красавицы — цепь для умного человека и сеть для легкомысленного.
Сначала испытай какой ты мужчина — потом можешь жениться.
Нежными словами и добротой можно на волоске вести слона.
** *
Кто с глупой, порочной связался женой, не с женщиной тот сочетался — с бедой.
* * *
Неверного ты другом не зови. Изменчивый достоин ли любви?
* * *
Не бойся любви, к ней навстречу иди. Сраженный любовью воспрянул Сади.
Страдальцы любви, я завидую вам, Знакомы вам язвы, знаком бальзам.
Алигъери Данте (1265—1321 гг.)
итальянский поэт, создатель итальянского литературного языка
Не действуй против божества влюбленных: какое бы ты средство не привлек, ты проиграешь битву, будь уверен.
Нельзя сильней страдать, чем вспоминая счастье в дни несчастья.
Сострадание — это не чувство; скорее это благородное расположение души, готовое к тому, чтобы воспринять любовь, милость и другие добродетельные чувства.
Кто не любим, любя, страшнейшую испытывает муку.
***
Тому больнее всех, того жалею, Кто, будучи влюбленным, нелюбим. Любовь неразделенная — недуг, Грозящий всем дубинкою своею.
О божество любви, в тебе начало.
Когда б тебя не стало,
Благих бы помыслов не знали мы:
Нельзя, картину разлучив со светом,
Среди кромешной тьмы
Искусством восхищаться или цветом.
Франческо Петрарка (1304—1374 гг.)
итальянский поэт
Уметь высказать насколько любишь, значит — мало любить.
Можно и прекрасное любить постыдно.
Когда-то я думал, что без женской близости мне не обойтись, а теперь я ее боюсь хуже смерти, и хоть часто меня тревожат самые злые искушения, но едва я вспомню, что такое женщина, все искушения тут же исчезают, и ко мне возвращаются мои свобода и покой.
Любовь, смотря по свойствам своего предмета, может быть и худшей из душевных страстей, и благороднейшим деянием.
Любовь преображает нрав любящего по образцу любимого.
***
Я понимал, Амур, — любовь сильней, чем осмотрительность с любовью в споре, ты лгал не раз со мною в разговоре, ты цепкость доказал твоих когтей.
Язвительны прекрасных глаз лучи. Пронзенному нет помощи целебной ни за морем, ни в силе трав волшебной. Болящему от них — они ж врачи.
Надежда и желание взаимно подстрекают друг друга, так что когда одно холодеет, то и другое стынет, и когда одно возгорается, то закипает другое.
Пока седыми сплошь виски не станут,
Покуда не возьмут свое года,
Я беззащитен всякий раз, когда
Я вижу лук Любви, что вновь натянут.
Но вряд ли беды новые нагрянут —
Страшнее, чем привычная беда:
Царапины не причинят вреда,
А сердце больше стрелы не достанут.
Кто на пути к любви — очнись! Куда! Кто ж не вернулся — бойся: одолеет безмерный жар, — как я, беги, не жди!
Многие французские писатели утверждали, что Лаура никогда не существовала, что Петрарка воспевал один призрак красоту, созданную его воображением, как создана была Дульсинея героем Сервантеса. Итальянские критики, ревнители славы божественного Петрарки, утвердили существование Лауры ; они входили в малейшие подробности ее жизни и на каждый стих Петрарки написали целые страницы толкований. Сия дань учености дарованию покажется иным излишнею, другим смешною, но
Мы должны признаться, что только в тех землях где умеют таким образом уважать отлитые дарования, родятся великие авторы. Любители поэзии и чувствительные люди, которые по движениям собственного сердца, пламенного и возвышенного, угадывают сердце поэта и истину его выражений, не будут сомневаться в любви Петрарки к.Лауре: каждый стих каждое слово носит неизгладимую печать любви. <...> Петрарка девять лет оплакивал кончину Лауры. Смерть красавицы не истребила его страсти; напротив, она дала новую пищу его слезам, новые цветы его дарованию: гимны поэта сделались божественными. Никакая Земная Мысль не помрачала его печали. Горесть его была вечная, горесть христианина и любовника. Он жил в небесах: там был его ум, его сердце, все воспоминания; там была его Лаура! Стихи Петрарки, сии гимны на смерть его возлюбленной, не должно переводить ни на какой язык ибо ни один язык, не может выразить постоянной сладости тосканского и особенной сладости Музы Петрарки.
КН. Батюшков. «Опыты в стихах и прозе».
Джованни Боккаччо (1313—1375 гг.)
итальянский писатель, гуманист Раннего Возрождения
Велики силы любви, располагающие любящих к трудным подвигам, перенесению чрезвычайных негаданных опасностей.
Если высшая мудрость мужчины заключается в том, чтобы неукоснительно добиваться благосклонности женщины более знатной, нежели он, то наивысшая осмотрительность женщины в том, чтобы суметь уберечься от любви к мужчине, который по своему положению стоит выше ее.
Отрада жалоб у людей несчастных обыкновенно увеличивается, когда они подробно разбираются в своих чувствах или видят в ком-либо сочувствие.
Часто случается, что человек считает счастье далеким от себя, а оно неслышными шагами уже пришло к нему.
Боккаччо первый в европейской поэзии выразил как в своей лирике, так и в юношеских романах и поэмах только всю тонкость и силу любовного чувства, но и ту сладость, Которая в нем таится, доставляемое им упоение чувств даже в том случае, когда к, наслаждениям примешиваются неизбежные в любви мочения.
С большой силой в стихах Боккаччо сказалось влияние народной поэзии. Особенно это заметно в лучших образцах его лирики — в десяти балладах вставленных в "Декамерон", где по большей части воспеваются радости простой и чистой любви или страдания любящих которым что-нибудь мешает соединиться. Уже и пожилые годы, прочитав сонеты Петрарки, Боккаччо разочаровался в своих лирических стихотворениях и сжег их все же, часть их сохранилась в списках которые успели до этого распространиться среди его друзей.
А.А. Смирнов. «Джованни Боккаччо».
Леонардо да Винчи (1452—1519 гг.)
знаменитый итальянский живописец, скульптор и ученый
За сладкое приходится горько расплачиваться.
Как теплая одежда защищает от стужи, так выдержка защищает от обиды. Умножай терпение и спокойствие духа, и обида, как бы горька ни была, тебя не коснется.
Истинная любовь сказывается в несчастье. Как огонек. она тем ярче светит, чем темнее ночная мгла.
Себастьян Брант (ок. 1458—1521 гг.)
немецкий писатель-гуманист
Кто женский пол чрезмерно
любит, В себе живую душу губит: Как богу богово воздать, Коль слишком дамам угождать?
Муж ласков, коль жена нежна, И он суров, коль зла жена.
***
Хоть будь красавицей жена.
Но если дурой рождена,
С ней, как с глухой кобылой, мука...
* * *
Худая кровля не страшна —
Страшна сварливая жена!
Что сатана тому бедняжке,
Кто с ведьмой жил в одной упряжке?
Ловушек нет страшней на свете, Чем тайные силки и сети. Что женщины спокон веков Плетут для ловли дураков.
Эразм Роттердамский (1463—1536 гг.)
Гуманист эпохи Возрождения, филолог, писатель
В темноте все женщины одинаковы.
Все превращает любовь: и неумного делает мудрым.
Все превращает любовь: красноречие дает молчаливым.
Старцев в юнцов превратить милая может любовь.
Силу ломает любовь, но и слабых быть сильными учит,
В робких отвагу вдохнуть также умеет любовь.
Женщины отдают обыкновенно предпочтение мужчинам, принадлежащим к разряду тех людей, которые по природе своей более способны предаваться удовольствиям и всякому вздору
Знаю, что значит любовь: любовь — помрачение рассудка.
Ничто так не ускоряет старости, как неумеренные попойки, необузданная любовь и не знающая меры похотливость.
В глупости все женщины одинаковы.
Счастье состоит, главным образом, в том, чтобы мириться со своей судьбой и быть довольным своим положением.
Добро и ласку обнаружа, Вы переделаете мужа.
Ганс Сакс (1494—1576 гг.)
немецкий поэт
Не муж, не сторож, а жена Сама себя блюсти должна, И та, что помнит стыд и честь. Надежный самый страж и есть.
За честным мужем и жена сама становится честна.
Жена худая — злое зелье, А добрая жена — веселье. Чтоб мир в семье был укреплен, Воспитывать должны вы жен.
...Мир не кровью,
Я дружбой и любовью
должны мы уберечь.
Луши ди Камоэнс (1524—1580 гг.)
португальский поэт
***
Любовь казалась сладкой мне
когда-то: В плену надежд несбыточных
и грез, Не видя притаившихся угроз,
Душа цвела, желаньями
объята. Все фальшь и ложь, чему
я верил свято! Надежды пролились ручьями слез!
К вершинам счастья Рок меня вознес, но тем скорей и горестней расплата. Кто высших благ и радостей достиг, неисцелимой скорби предается, Когда судьба ему изменит вмиг;но как бы ни был яростен и дик се удар, спокойным остается, Кто видел мир и ко всему привык.
Амур, никак тебя я не пойму:Ведь прежде чем войти в твои чертоги, я долго шел по гибельной дороге, проклятья множа твоему ярму.
Я опыту вверялся и уму, считал, что знаю, сколь уловки многи коварные твои, — и вот, в итоге, служу теперь тебе лишь одному. Тебе мое приютом сердце было, где ты незримо коротал года, до времени твоя дремала сила — и для меня открылся ты, когда с особою тоскою наступило чередованье скорби и стыда.
* * *
Когда любимый изменил, солгал, Простить не в силах пастуху обмана, Взяла в мужья подпаска Далиана, За грех чужой себя же наказав. Доверчивую нежность, кроткий нрав, Цветенье щек, пылающих румяно. Отравит время поздно или рано, Но жизнь с немилым горше всех отрав. Прекрасный плод сорвали злые руки, Завял в пустыне стебель горделивый, Весенний луг холодной стал скалой. Нарушенная клятва, боль разлуки, Неискренняя страсть, расчет фальшивый сгубили прелесть красоты былой.
Мишель де Монтень (1533—1592 гг.)
французский философ-гуманист, писатель
Человек, которого мы любим, кажется нам прекраснее, чем он есть на самом деле.
Любовники не могут быть атеистами. Взор с милого предмета невольно обращается в небо.
То, что мы видим так мало удачных браков, как раз свидетельствует о ценности и важности брака.
Удачный брак отвергает любовь; он старается возместить ее дружбой. Это — не что иное, как приятное совместное проживание в течение всей жизни, полное устойчивости, доверия и бесконечного множества весьма осязаемых взаимных услуг и обязанностей.
Воспоминание о былом счастье усугубляет горе.
Мне неведомы браки, которые распадались бы с большей
четкостью или были бы сопряжены с большими трудностями,
нежели заключенные из-за увлечения красотой или по причине влюбленности.
Жениться, ничем не связывая себя, — предательство.
Никакое сводничество не способно так ловко и с таким неизменным успехом совращать целомудренных женщин, как расточаемые им и столь лакомые для них похвалы.
Любовь — неистовое влечение к тому, что убегает от нас.
Любовь есть кризис, решительная минута жизни, с трепетом ожидаемая сердцем.
Наружность мужчины служит весьма малым ручательством за него, но, тем не менее, она представляет нечто значительное.
Прелести никогда не бывают основанием страсти; она рождается внезапно от состязания двух нежных дум в одном взоре, в одном слове; она есть нечто иное, как симпатия, соединение двух половин, которые в разлуке томились.
Любить тело без его согласия и желания — тоже самое, что любить тело без души и без чувств.
Я знаю только еще одного писателя, которого в отношении честности я ставлю рядом с Шопенгауэром, и даже выше его: это — Монтень. "Что такой человек вообще писал, — это, поистине, увеличивает охоту жить на этой земле. Мне, по крайней Мере со времени знакомства с этой свободнейшей и Могучей душой, хочется сказать о Монтене то, что он сам говорит о Плутархе: «едва я взглянул на него,как у меня выросла лишняя нога или крыло». С ним был бы я заодно, если бы дело шло о том, чтобы устроиться поуютнее на земле.
Фридрих Ницше. «Несвоевременные размышления: «Шопенгауэр как воспитатель».
древнегреческий философ, математик, религиозный и политический деятель
Не полагайся на жену, которая много смеется.
Не избирай себе другом живущего несогласно со своею женою.
благоразумная жена! Если ?(ргешь, чтобы муж твой время проводил с тобой, то заботъся о том, чтобы он ни в Каком другом Месте не наводил столь приятного удовольствия и нежности.
Человек умирает в опьянении от вина; он беснуется в опьянении от любви.
Пьянство есть упражнение в безумстве.
Прежде вступления твоего в союз супружества должен ты знать, что в природе все непрестанно изменяется: «женщина сегодняшняя не есть женщина вчерашняя».
Конфуций (551—479 гг. до н.э.)
древнекитайский мыслитель, основатель конфуцианства
Знающему далеко до любящего, любящему далеко до радостного.
У обыкновенной женщины ума столько, сколько у курицы, а у необыкновенной — сколько у двух.
Только истинно человечный человек способен и любить, и ненавидеть.
Тот, кто красиво говорит и обладает привлекательной наружностью, редко бывает истинно человечен.
Добродетель не останется в одиночестве. У нее обязательно найдутся соседи.
Благородный муж, привязанный к домашнему уюту, не достоин зваться таковым.
Еврипид (480—406 гг. до н.э.)
древнегреческий поэт-драматург
Нет худшего зла, чем плохая женщина; и ничего не создано когда-либо лучшего, чем хорошая.
Ты, женщина, и если ты могла
Быть честною не реже, чем нечестною,
Считай себя счастливой. Лишь ласковый имеет дар пленять. Не любит тот, кто любит не навек.
Никогда не верь женщине, даже если она говорит правду. О, если бы людям возможно было производить детей как-нибудь иначе: если б не было женщин! Тогда человек не знал бы никаких неприятностей.
"Благородный Муж в своей жизни должен остерегаться трех Вещей: юности, когда жизненные силы обильны, —увлечения женщинами; зрелости, когда жизненные силы Могучи, остерегаться соперничества; в старости, когда жизненные силы скудны, остерегаться скупости.
Из трагедии «Медея»:
нас, женщин, нет несчастней. За Мужей мы платим — и недешево. А купишь, так он тебе хозяин, а не раб. И первого второе горе больше.
А главное, берешь ведь наобум: Порочен он иль честен, как узнаешь? А Между тем уйди — тебе ж позор, и удалить супруга ты не смеешь, и вот жене, вступая в новый Мир, где чужды ей и нравы, и законы, приходится гадать, с каким она Созданием ложе делит. И завиден Удел жены, коли супруг ярмо Свое несет покорно. Смерть иначе! Ведь Муж, когда очаг ему постыл, На стороне любовью сердце тешит, у них друзья и сверстники, а нам в глаза глядеть приходится постылым. Но говорят, что за мужьями Мы, как за стеной, а им, мол, копья нужны. Какая ложь! Три раза под щитом Охотней бы стояла я, чем раз Один родить. Вот речь вообще о женах?
Сократ (ок. 470—399 гг. до н.э.)
древнегреческий философ
Любви женщины следует более бояться, чем ненависти мужчины. Это — яд тем более опасный, что он приятен.
Распаляется пламя ветром, а влечение — близостью.
Женишься ты или ист — все равно раскаешься.
Красота — это королева, которая правит очень недолго.
Брак, если уже говорить правду, — зло, но необходимое зло.
Молодым людям следует почаще смотреться в зеркало: красивым, чтобы не срамить своей красоты, безобразным — чтобы воспитанием скрасить безобразие.
Женись несмотря ни на что. Если попадется хорошая жена — станешь исключением, если плохая — философом.
Демокрит (ок. 460—360 гг. до н.э.)
древнегреческий философ
Только та любовь справедлива, которая стремится к прекрасному, не причиняя обид.
Кому попался хороший зять, тот приобрел сына, а кому дурной — тот потерял и дочь.
Украшение женщины — молчаливость; похвальна также и простота наряда.
Телесная красота человека есть нечто скотоподобное, если под ней не скрывается ум.
Кто сам не любит никого, того, кажется мне, тоже никто не любит.
Трудно бороться со своим сердцем, однако рассудительному мужу свойственно его побеждать.
При совокуплении человек вытряхивается из всего человека.
"Мужествен не только тот, кто побеждает врагов, но и тот, кто господствует над своими страстями. Некоторые же царствуют над городами и в то же время являются рабами женщины.
Антисфен (ок, 444—368 гг. до н.э.)
древнегреческий философ
Лекарство от любви — брак.
Не всегда состоит в нашей воле быть любимыми, но всегда от нас самих зависит не быть презираемыми.
Мудрец женится, чтобы иметь детей, притом от самых красивых женщин; он не будет избегать и любовных связей — ибо только мудрец знает, кого стоит любить.
"Часто он говорил: «Я предпочел бы безумие наслаждению», а также: «Садиться нужно с теми женщинами, которые сами за это будут благодарны». Один Мальчик с Понта собирался слушать его и спросил, что для этого нужно приготовить; Антисфен ответил: «Приготовить книжку, да с умом, и перо, да с умом, и дощечки, да с умом» "На вопрос, какую женщину лучше брать в жены, он ответил: «красивая будет общим достоянием, некрасивая — твоим наказанием». Диоген Лаэртский. «О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов».
Платон (427—348 гг. до н.э.)
древнегреческий философ
Самое великое зло — это господство страсти, когда душа дичает от вожделений.
Кто любит за высокие нравственные достоинства, тот остается верен всю жизнь...
Женский пол — это другая часть нашего человеческого рода: правда, ввиду своей слабости он уродился более скрытным и лукавым.
Любой человек поэт, когда он любит
Аристотель (384—322 гг. до н.э.)
древнегреческий философ и ученый
В большом теле заключена красота, а маленькие могут быть изящными и пропорционально сложенными, но не прекрасными.
Скромность — середина между бесстыдством и стеснительностью.
Любить — значит желать другому того, что считаешь за благо, не ради себя, а ради того, кого любишь, и стараешься доставить это благо.
Женщины, предающиеся пьянству, рожают детей, похожих в этом отношении на своих матерей.
«Мне кажется, что люди совершенно не сознают истинной Мощи любви, ибо, если бы они сознавали ее, они бы воздвигали ей величайшие храмы и алтари и приносили величайшие жертвы, а Меж тем ничего подобного не делается, хотя все это следует делать в первую очередь. Ведь Эрот — самый человеколюбивый бог, он помогает людям и врачует недуги, исцеление от которых было бы для рода человеческого величайшим счастьем». «Пир», речь Аристофана.
Мужчина в сравнении с женщиной лучше ее по самой природе, а женщина хуже его, потому он властвует над ней, а она подчиняется.
Менандр (343—291 гг. до н.э.)
древнегреческий поэт-комедиограф
Если хочешь прожить без печали, не женись.
Добрая жена в доме как муравей, а злая жена как дырявая бочка.
Взаимная любовь скрепляется детьми.
Гнев любящего недолог.
Женитьба, если рассмотреть как следует, конечно, зло, но зло необходимое.
Кто более нас любит, тот на нас легче и сердится.
Эпикур
(341—270 гг. до н.э.)
древнегреческий философ
Человек бывает несчастен или вследствие страха, или вследствие безграничной вздорной страсти.
Красоту, добродетель и тому подобное следует ценить, если они доставляют удовольствие; если же не доставляют, то надо с ними распрощаться.
О запретных видах наслаждения, когда природа их требует, следует судить не по месту, полу и способу, а по возрасту, степени красоты и сложению возлюбленного.
Всегда работай. Всегда люби. Люби жену и детей больше самого себя.
Во всех без исключения комедиях Менандра одно присутствует постоянно — это любовь, пронизывающая их как бы единым общим дыханием. С полным правом Мы Можем считать его величайшим поклонником этого бога (любви), приносящим ему жертвы, так как о самом чувстве он говорит весьма философски. Античные свидетельства о жизни и творчестве Менандра.
«Мы имеем надобность в удовольствии тогда, когда страдаем от отсутствия удовольствия; а когда не страдаем, то уже не нуждаемся в удовольствии. Поэтому-то мы и называем удовольствие началом и концом счастливой жизни...» Эпикур. Из письма к Менекею.
Марк Туллий Цицерон (106—43 гг. до н.э.)
римский политический деятель, оратор и писатель
Цицерон после развода с женой ответил решительным отказом на уговоры жениться еще раз, заявив, что он не в состоянии равно заботиться и о жене и о философии.
Иные думают, что старую любовь надо выбивать новой любовью, как клин клином.
Любовь — это стремление добиться дружбы того, кто привлекает своей красотой.
Брачный союз — первая ступень человеческого общества. Нельзя любить ни того, кого ты боишься, ни того, кто тебя боится.
Счастливее всех тот, кто зависит только от себя.
ее сын Квинт в письме к вольноотпущеннику Марка Тирону упоминает о заведенном ею обыкновении, которое, должно быть, поразило Мальчиков и надолго запомнилось им: если вино из кувшина бывало выпито, то пустой кувшин по требованию Тельвии запечатывали, дабы никто не мог осушить тайком еще один, полный.
В матери этой семьи угадываются черты, которые в ту пору считались обязательными для каждой настоящей матроны, властвующей в доме, верной интересам Мужа и родных внушающей любовь, уважение или страх всем вокруг, — крайняя бережливость и неустанное трудолюбие; они постоянно ощущались в доме и создавали его атмосферу. Много позже Цицерон обнаружит сходные качества у своей жены Теренции, далеко не столь порядливой, однако, и распространявшей бережливость не столько на семейное хозяйство, сколько на деньги, которые она при пособничестве одного из отпущенников припрятала для собственного употребления, что и привело, в конце концов, к разводу. П.Грималь. «Цицерон».
Мать Цицерона, Гельвия, происходила из хорошей старинной арпинской семьи и отличалась, по словам Плутарха, весьма похвальным поведением. Знаем мы о ней мало — пожалуй только то, что она очень экономно вела семейные расходы. Младший
Вергилий (70—19 гг. до н.э.)
древнеримский поэт
Все побеждает любовь, покоримся ж и мы ее власти.
Женщина всегда изменчива и непостоянна.
Любовь у всех одна и та же.
Всякого влечет своя страсть.
Доблесть милее вдвойне, если доблестный телом прекрасен.
Не слишком доверяйся внешнему виду.
Слепой случай меняет все.
Но между тем бежит, бежит невозвратное время, пока мы, плененные любовью к предмету, задерживаемся на всех подробностях.
Гораций (65 г. до н.э. — 8 г. н.э.)
римский поэт
Добродетель женщин происходит часто от скупости их любовников.
Лови же день — красотку — и фортуну — коль скоро боги тебе удачу ниспошлют.
Ничто не может быть красиво со всех точек зрения.
Владей своими страстями, которые властвуют, если не подчиняются.
Мы, честные люди, обманываемся внешним обликом...
Добродетель родителей — большое приданое.
Большие обещания уменьшают доверие.
Приятным будет наступление того часа, на который ты не надеялся.
Добродетель — это ангел, но ангел слепой, и, чтобы избрать путь, который приведет ее к желанной цели, она должна спрашивать совета у мудрости.
древнеримский поэт
Быть влюбленным — значит быть в бешенстве при здравом уме.
Вам, красавицы, полезно смешиваться с толпой. Почаще выходите из дому, хоть и без определенной цели!
Если хочешь, чтобы женщина продолжала любить тебя, старайся внушить ей мысль, что в восторге от ее красоты.
Многие женщины являются на спектакли только для того, чтобы самим обратиться в зрелище.
Слова женщины легче падающихлиапьев, которые вода и ветер несут куда им угодно.
Ревность наносит смертельный удар самой прочной и самой сильной любви.
Слишком горячая и пылкая любовь нагоняет на нас в конце концов скуку и вредна точно так же, как слишком вкусная пища для желудка.
Учитесь ходить, как следует женщине. В походке есть своего рода красота, пренебрегать которой не годится.
Чего не сможет искусство? — Женщины умеют и красиво плакать! Они плачут, когда хотят и как хотят.
Что делать женщинам, если мужчины легкомысленнее их?
Чтобы тебя любили, будь достойным любви, а этого не дадут тебе исключительно красивая наружность или стройная фигура, — ты должен физическую красоту соединить с даром ума.
Если бы нам сговориться о том, чтобы женщин не трогать, — Женщины сами, клянусь, трогать бы начали нас.
Страданья неразлучны с любовью, бесчисленны, как раковины на морском берегу.
Все, что делает женщина — делает, движима страстью.
Ночь, любовь и вино не пробуждают скромных желаний: ночь прогоняет стыдливость, а вино и любовь — робость.
Легче добьешься в любви конца, нежели умеренности.
Не будь скуп на обещания, ибо ничто не увлекает больше женщин, как обещания.
Любовь развивает находчивость.
Кому удавалось получить поцелуй, заслуживает потерять и то, что ему дали, — если не добудет остального. Много ли оставалось сделать после поцелуя для исполнения всех своих желаний?
Женщины есть и такие, кому наша преданность в тягость;
В них угасает любовь, если соперницы нет.
Скромность и красота друг с другом всегда не в ладу.
Удача и Любовь поддерживают смелых.
При ухаживании помогают и слезы, — слезами ты размягчишь хоть алмаз! По возможности, старайся, чтобы красавица видела твои мокрые от слез щеки.
Плутарх (ок. 45— ок. 127 гг.)
древнегреческий писатель и историк
Украшает женщину то, что делает ее более красивой, но делают ее таковой не золото, изумруды и пурпур, а скромность, благопристойность и стыдливость.
Умная жена, пока разгневанный муж кричит и бранится, хранит молчание, и лишь когда он умолкает, заводит с ним разговор, чтобы смягчить его и успокоить.
Целомудренная супруга должна показываться на людях не иначе как с мужем, а когда он в отъезде, оставаться невидимой, сидя дома.
Кто держится с женой слишком сурово, не удостаивая шуток и смеха, тот принуждает ее искать удовольствие на стороне.
Всякое дело у разумных супругов решается с обоюдного согласия, но так. чтобы главенство мужа было очевидным и последнее слово оставалось за ним.
Жены, которые предпочитают помыкать глупым мужем, нежели слушаться умного, напоминают таких, кто в пути предпочитает вести за собою слепца, чем идти за человеком зрячим и знающим дорогу.
Супружеский союз, если он основан на взаимной любви, образует единое, сросшееся целое; если он заключен ради приданого или продолжения рода, то состоит из сопряженных частей; если же — только затем, чтобы вместе спать, то состоит из частей обособленных, и такой брак правильно считать не совместной жизнью, а проживанием под одной крышей.
Женщина целомудренная, снимая одежду, облекается в стыд, и чем больше стыдливости между супругами, тем большую любовь это означает.
Суровость делает отталкивающим целомудрие жены, равно как и неопрятность — ее красоту.
Справедливый муж повелевает женою не как хозяин собственностью, но как душа телом: считаясь с ее чувствами и неизменно благожелательно.
Разговаривать жена должна только с мужем, а с другими людьми — через мужа, и пусть этим не огорчается.
Избегать столкновений мужу с женой и жене с мужем следует везде и всегда, но больше всего на супружеском ложе. Ссорам, перебранкам и взаимному оскорблению, если они начались на ложе, нелегко положить конец в другое время и в другом месте.
Сластолюбивый муж делает жену распутной и похотливой; супруга порядочного и добродетельного человека становится скромной и целомудренной.
Аврелий Августин (Блаженный Августин) (354—430 гг.)
христианский теолог, один из «отцов церкви»
Если бы Бог назначил женщину быть госпожой мужчины, он сотворил бы ее из головы, если бы — рабой, то сотворил бы из ноги; но так как он назначил ей быть подругой и равной мужчине, то сотворил из ребра.
Люби — и делай что хочешь.
«Что же доставляло мне наслаждение, как не любить и быть любимым? Только душа моя, тянувшаяся к другой душе, не умела соблюсти меру, остановясь на светлом рубеже дружбы; туман поднимался из болота плотских желаний и бившей ключом возмужалости, затуманивал и помрачал сердце мое, и за мглою похоти уже не различался ясный свет привязанности. Обе кипели, сливаясь вместе, увлекали неокрепшего юноши по крутизнам страстей и погружали его и бездну пороков».
Из «Исповеди» Блаженного Августина.
Омар Хайям (1048—1122 гг.)
персидско-таджикский ученый и поэт
Сдружившийся с вином, всегда
мужчиной будь,
Для собственных страстей всегда плотиной будь.
С учебником любви весь век
не расставайся,
Перед возлюбленной — с главой повинной будь.
Мы в кабаке любви до нитки разоримся, мы, в пламени любви сгорая, возгоримся, мы омовение свершим вином любви и к лику идола с молитвой обратимся.
Примерно семьдесят учений разных есть, Я культ любви к тебе хотел бы предпочесть. Что «грех» и что «ислам»? Что «святость» и «смиренье»? Мечтаю о тебе!..» И слов превыше — несть!
***
В душе бесчувственной любовь не воспитать; и сладострастнику ее не испытать. Так не подсматривай сердечные влечения. Себя ограбил ты — как человеком стать?!
Влюбленным ночь дана, чтоб тешиться тайком. Я у дверей твоих порхаю мотыльком. Проснись! Любую дверь всегда закроют на ночь, Но у влюбленных дверь — с отомкнутым замком!
Нет, чувственная страсть с любовью недружна, Их видимая связь — лишь видимость одна. Коль птицу радости начнешь кормить распутством, Не сможет и забор перелететь она.
***
Опасайся плениться красавицей, друг! Красота и любовь — два источника мук. Ибо это прекрасное царство не вечно: Поражает сердца и уходит из рук.
***
Горе сердцу, которое льда холодней,
Не пылает любовью, не знает о ней,
А для сердца влюбленного — день, проведенный
Без возлюбленной, — самый пропащий из дней!
Я спросил у мудрейшего: «Что ты извлек Из своих манускриптов?» Мудрейший изрек: «Счастлив тот, кто в объятьях красавицы нежной по ночам от премудрости книжной далеко».
Не моли о любви, безнадежно любя, не броди под окном у любимой, скорбя. Словно нищие дервиши, будь независим — Может статься, тогда и полюбят тебя.
Пьер Абеляр (1079—1142 гг.)
французский философ
Любовь — одно из тех страданий, которые невозможно скрывать; одного слова, одного неосторожного взгляда достаточно, чтобы выдать его.
Не следует приписывать злому умыслу или считать за грех все, что говорится для некоего назидания по причине любви.
С сильной любовью не могут ужиться черные подозрения.
Человеческие чувства часто сильнее возбуждаются или смягчаются примерами, чем словами.
Пьер Абеляр — один из замечательнейших представителей духовной жизни средних веков. Современники любили называть его Сократом Уаллии, Платоном Запада, Аристотелем своей эпохи, новые писатели — трубадуром философии, странствующим рыцарем диалектики. При жизни он был осужден как.еретик,церковъю, которая впоследствии, однако, положила большинство его сочинений в основу своей науки. Он славился
также как поэт и Музыкант, наконец, как, герой трогательного романа, сделавшего имя его возлюбленной Элоизы популярным далеко 3а пределами ученого мира.
В то время жила в Париже Молодая девушка по имени Элоиза... Дядя ее, каноник Фульбер, желая дать ей наилучшее образование, пошел навстречу предложению Абеляра принять его к.себе в дом как нахлебника и домашнего учителя. «Так Фульбер отдал нежную овечку голодному волку. Он полагался на невинность Элоизы и на мою репутацию мудрости... Скоро Мы имели одно сердце, мы искали уединения, которого требует наука, и, далекая от взоров, любовь наша наслаждалась этим уединением. Перед нами лежали открытые книги, но в уроках наших было больше слов любви, чем наставлений мудрости, больше поцелуев, чем правил науки... В нашей нежности мы прошли все фазы любви (из «истории Моих бедствий» П. Абеляра). «Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона» (1890—1907).
Шота Руставели (XII в.)
грузинский поэт
Лишь познавшего страданье осеняет вдохновенье. Уж таков закон влюбленных: Все они друг другу братья. Человек, лишенный сердца, По своим живет законам. Ложь несет душе и телу бесконечные мученья.
* * *
Есть любовь высоких духом, отблеск высшего начала. Чтобы дать о ней понятие, языка земного мало. Дар небес — она нередко нас, людей, преображала и терзала тех несчастных, чья душа ее взалкала.
Должен истинно влюбленный быть прекраснее светила, Для него приличны мудрость, красноречие и сила, Он богат, великодушен, он всегда исполнен пыла... Те не в счет, кого природа этих доблестей лишила.
Суть любви всегда прекрасна, непостижна и верна, ни с каким любодеяньем не равняется она: блуд — одно, любовь — другое, разделяет их стена. Человеку не пристало путать эти имена.
Муслихаддин Саади (1203—1292 гг.)
персидский писатель и мыслитель
Молодой жене лучше стрела в бок, чем старый муж под боком.
Локон красавицы — цепь для умного человека и сеть для легкомысленного.
Сначала испытай какой ты мужчина — потом можешь жениться.
Нежными словами и добротой можно на волоске вести слона.
** *
Кто с глупой, порочной связался женой, не с женщиной тот сочетался — с бедой.
* * *
Неверного ты другом не зови. Изменчивый достоин ли любви?
* * *
Не бойся любви, к ней навстречу иди. Сраженный любовью воспрянул Сади.
Страдальцы любви, я завидую вам, Знакомы вам язвы, знаком бальзам.
Алигъери Данте (1265—1321 гг.)
итальянский поэт, создатель итальянского литературного языка
Не действуй против божества влюбленных: какое бы ты средство не привлек, ты проиграешь битву, будь уверен.
Нельзя сильней страдать, чем вспоминая счастье в дни несчастья.
Сострадание — это не чувство; скорее это благородное расположение души, готовое к тому, чтобы воспринять любовь, милость и другие добродетельные чувства.
Кто не любим, любя, страшнейшую испытывает муку.
***
Тому больнее всех, того жалею, Кто, будучи влюбленным, нелюбим. Любовь неразделенная — недуг, Грозящий всем дубинкою своею.
О божество любви, в тебе начало.
Когда б тебя не стало,
Благих бы помыслов не знали мы:
Нельзя, картину разлучив со светом,
Среди кромешной тьмы
Искусством восхищаться или цветом.
Франческо Петрарка (1304—1374 гг.)
итальянский поэт
Уметь высказать насколько любишь, значит — мало любить.
Можно и прекрасное любить постыдно.
Когда-то я думал, что без женской близости мне не обойтись, а теперь я ее боюсь хуже смерти, и хоть часто меня тревожат самые злые искушения, но едва я вспомню, что такое женщина, все искушения тут же исчезают, и ко мне возвращаются мои свобода и покой.
Любовь, смотря по свойствам своего предмета, может быть и худшей из душевных страстей, и благороднейшим деянием.
Любовь преображает нрав любящего по образцу любимого.
***
Я понимал, Амур, — любовь сильней, чем осмотрительность с любовью в споре, ты лгал не раз со мною в разговоре, ты цепкость доказал твоих когтей.
Язвительны прекрасных глаз лучи. Пронзенному нет помощи целебной ни за морем, ни в силе трав волшебной. Болящему от них — они ж врачи.
Надежда и желание взаимно подстрекают друг друга, так что когда одно холодеет, то и другое стынет, и когда одно возгорается, то закипает другое.
Пока седыми сплошь виски не станут,
Покуда не возьмут свое года,
Я беззащитен всякий раз, когда
Я вижу лук Любви, что вновь натянут.
Но вряд ли беды новые нагрянут —
Страшнее, чем привычная беда:
Царапины не причинят вреда,
А сердце больше стрелы не достанут.
Кто на пути к любви — очнись! Куда! Кто ж не вернулся — бойся: одолеет безмерный жар, — как я, беги, не жди!
Многие французские писатели утверждали, что Лаура никогда не существовала, что Петрарка воспевал один призрак красоту, созданную его воображением, как создана была Дульсинея героем Сервантеса. Итальянские критики, ревнители славы божественного Петрарки, утвердили существование Лауры ; они входили в малейшие подробности ее жизни и на каждый стих Петрарки написали целые страницы толкований. Сия дань учености дарованию покажется иным излишнею, другим смешною, но
Мы должны признаться, что только в тех землях где умеют таким образом уважать отлитые дарования, родятся великие авторы. Любители поэзии и чувствительные люди, которые по движениям собственного сердца, пламенного и возвышенного, угадывают сердце поэта и истину его выражений, не будут сомневаться в любви Петрарки к.Лауре: каждый стих каждое слово носит неизгладимую печать любви. <...> Петрарка девять лет оплакивал кончину Лауры. Смерть красавицы не истребила его страсти; напротив, она дала новую пищу его слезам, новые цветы его дарованию: гимны поэта сделались божественными. Никакая Земная Мысль не помрачала его печали. Горесть его была вечная, горесть христианина и любовника. Он жил в небесах: там был его ум, его сердце, все воспоминания; там была его Лаура! Стихи Петрарки, сии гимны на смерть его возлюбленной, не должно переводить ни на какой язык ибо ни один язык, не может выразить постоянной сладости тосканского и особенной сладости Музы Петрарки.
КН. Батюшков. «Опыты в стихах и прозе».
Джованни Боккаччо (1313—1375 гг.)
итальянский писатель, гуманист Раннего Возрождения
Велики силы любви, располагающие любящих к трудным подвигам, перенесению чрезвычайных негаданных опасностей.
Если высшая мудрость мужчины заключается в том, чтобы неукоснительно добиваться благосклонности женщины более знатной, нежели он, то наивысшая осмотрительность женщины в том, чтобы суметь уберечься от любви к мужчине, который по своему положению стоит выше ее.
Отрада жалоб у людей несчастных обыкновенно увеличивается, когда они подробно разбираются в своих чувствах или видят в ком-либо сочувствие.
Часто случается, что человек считает счастье далеким от себя, а оно неслышными шагами уже пришло к нему.
Боккаччо первый в европейской поэзии выразил как в своей лирике, так и в юношеских романах и поэмах только всю тонкость и силу любовного чувства, но и ту сладость, Которая в нем таится, доставляемое им упоение чувств даже в том случае, когда к, наслаждениям примешиваются неизбежные в любви мочения.
С большой силой в стихах Боккаччо сказалось влияние народной поэзии. Особенно это заметно в лучших образцах его лирики — в десяти балладах вставленных в "Декамерон", где по большей части воспеваются радости простой и чистой любви или страдания любящих которым что-нибудь мешает соединиться. Уже и пожилые годы, прочитав сонеты Петрарки, Боккаччо разочаровался в своих лирических стихотворениях и сжег их все же, часть их сохранилась в списках которые успели до этого распространиться среди его друзей.
А.А. Смирнов. «Джованни Боккаччо».
Леонардо да Винчи (1452—1519 гг.)
знаменитый итальянский живописец, скульптор и ученый
За сладкое приходится горько расплачиваться.
Как теплая одежда защищает от стужи, так выдержка защищает от обиды. Умножай терпение и спокойствие духа, и обида, как бы горька ни была, тебя не коснется.
Истинная любовь сказывается в несчастье. Как огонек. она тем ярче светит, чем темнее ночная мгла.
Себастьян Брант (ок. 1458—1521 гг.)
немецкий писатель-гуманист
Кто женский пол чрезмерно
любит, В себе живую душу губит: Как богу богово воздать, Коль слишком дамам угождать?
Муж ласков, коль жена нежна, И он суров, коль зла жена.
***
Хоть будь красавицей жена.
Но если дурой рождена,
С ней, как с глухой кобылой, мука...
* * *
Худая кровля не страшна —
Страшна сварливая жена!
Что сатана тому бедняжке,
Кто с ведьмой жил в одной упряжке?
Ловушек нет страшней на свете, Чем тайные силки и сети. Что женщины спокон веков Плетут для ловли дураков.
Эразм Роттердамский (1463—1536 гг.)
Гуманист эпохи Возрождения, филолог, писатель
В темноте все женщины одинаковы.
Все превращает любовь: и неумного делает мудрым.
Все превращает любовь: красноречие дает молчаливым.
Старцев в юнцов превратить милая может любовь.
Силу ломает любовь, но и слабых быть сильными учит,
В робких отвагу вдохнуть также умеет любовь.
Женщины отдают обыкновенно предпочтение мужчинам, принадлежащим к разряду тех людей, которые по природе своей более способны предаваться удовольствиям и всякому вздору
Знаю, что значит любовь: любовь — помрачение рассудка.
Ничто так не ускоряет старости, как неумеренные попойки, необузданная любовь и не знающая меры похотливость.
В глупости все женщины одинаковы.
Счастье состоит, главным образом, в том, чтобы мириться со своей судьбой и быть довольным своим положением.
Добро и ласку обнаружа, Вы переделаете мужа.
Ганс Сакс (1494—1576 гг.)
немецкий поэт
Не муж, не сторож, а жена Сама себя блюсти должна, И та, что помнит стыд и честь. Надежный самый страж и есть.
За честным мужем и жена сама становится честна.
Жена худая — злое зелье, А добрая жена — веселье. Чтоб мир в семье был укреплен, Воспитывать должны вы жен.
...Мир не кровью,
Я дружбой и любовью
должны мы уберечь.
Луши ди Камоэнс (1524—1580 гг.)
португальский поэт
***
Любовь казалась сладкой мне
когда-то: В плену надежд несбыточных
и грез, Не видя притаившихся угроз,
Душа цвела, желаньями
объята. Все фальшь и ложь, чему
я верил свято! Надежды пролились ручьями слез!
К вершинам счастья Рок меня вознес, но тем скорей и горестней расплата. Кто высших благ и радостей достиг, неисцелимой скорби предается, Когда судьба ему изменит вмиг;но как бы ни был яростен и дик се удар, спокойным остается, Кто видел мир и ко всему привык.
Амур, никак тебя я не пойму:Ведь прежде чем войти в твои чертоги, я долго шел по гибельной дороге, проклятья множа твоему ярму.
Я опыту вверялся и уму, считал, что знаю, сколь уловки многи коварные твои, — и вот, в итоге, служу теперь тебе лишь одному. Тебе мое приютом сердце было, где ты незримо коротал года, до времени твоя дремала сила — и для меня открылся ты, когда с особою тоскою наступило чередованье скорби и стыда.
* * *
Когда любимый изменил, солгал, Простить не в силах пастуху обмана, Взяла в мужья подпаска Далиана, За грех чужой себя же наказав. Доверчивую нежность, кроткий нрав, Цветенье щек, пылающих румяно. Отравит время поздно или рано, Но жизнь с немилым горше всех отрав. Прекрасный плод сорвали злые руки, Завял в пустыне стебель горделивый, Весенний луг холодной стал скалой. Нарушенная клятва, боль разлуки, Неискренняя страсть, расчет фальшивый сгубили прелесть красоты былой.
Мишель де Монтень (1533—1592 гг.)
французский философ-гуманист, писатель
Человек, которого мы любим, кажется нам прекраснее, чем он есть на самом деле.
Любовники не могут быть атеистами. Взор с милого предмета невольно обращается в небо.
То, что мы видим так мало удачных браков, как раз свидетельствует о ценности и важности брака.
Удачный брак отвергает любовь; он старается возместить ее дружбой. Это — не что иное, как приятное совместное проживание в течение всей жизни, полное устойчивости, доверия и бесконечного множества весьма осязаемых взаимных услуг и обязанностей.
Воспоминание о былом счастье усугубляет горе.
Мне неведомы браки, которые распадались бы с большей
четкостью или были бы сопряжены с большими трудностями,
нежели заключенные из-за увлечения красотой или по причине влюбленности.
Жениться, ничем не связывая себя, — предательство.
Никакое сводничество не способно так ловко и с таким неизменным успехом совращать целомудренных женщин, как расточаемые им и столь лакомые для них похвалы.
Любовь — неистовое влечение к тому, что убегает от нас.
Любовь есть кризис, решительная минута жизни, с трепетом ожидаемая сердцем.
Наружность мужчины служит весьма малым ручательством за него, но, тем не менее, она представляет нечто значительное.
Прелести никогда не бывают основанием страсти; она рождается внезапно от состязания двух нежных дум в одном взоре, в одном слове; она есть нечто иное, как симпатия, соединение двух половин, которые в разлуке томились.
Любить тело без его согласия и желания — тоже самое, что любить тело без души и без чувств.
Я знаю только еще одного писателя, которого в отношении честности я ставлю рядом с Шопенгауэром, и даже выше его: это — Монтень. "Что такой человек вообще писал, — это, поистине, увеличивает охоту жить на этой земле. Мне, по крайней Мере со времени знакомства с этой свободнейшей и Могучей душой, хочется сказать о Монтене то, что он сам говорит о Плутархе: «едва я взглянул на него,как у меня выросла лишняя нога или крыло». С ним был бы я заодно, если бы дело шло о том, чтобы устроиться поуютнее на земле.
Фридрих Ницше. «Несвоевременные размышления: «Шопенгауэр как воспитатель».
Комментариев нет:
Отправить комментарий