Адам Смит
(1723—1790 гг.)
шотландский экономист и философ,
крупнейший представитель классической политэкономии
Бестселлер – позолоченная гробница посредственного дарования.
Великая тайна воспитания – направлять честолюбие на подходящие предметы.
Всякий расточитель – враг общества, всякий бережливый человек – благодетель.
Заблуждения, заключающие в себе некоторую долю правды, самые опасные.
Наше уважение к общим правилам нравственности и есть собственно чувство долга.
Пустые и малодушные люди нередко обнаруживают перед своими подчиненными и перед тем, кто не смеет выказать им сопротивления, припадки гнева и страсти и воображают, что выказали этим свое мужество.
Самообладание в минуту гнева не менее высоко и не менее благородно, как и самообладание в минуту страха.
Сколько дней труда, сколько ночей без сна, сколько усилий ума, сколько надежд и страхов, сколько долгих жизней усердного изучения вылиты здесь в мелких типографских шрифтах и стиснуты в тесном пространстве окружающих нас полок.
Счастье посещает нас в разных видах и почти неуловимо, но я чаще видел его среди маленьких детей, у домашних очагов и в деревенских домиках, чем в других местах.
Только крайне малодушный и крайне пустой человек может находить удовольствие в похвалах, которых, как ему хорошо известно, он не заслужил.
Тщеславие есть не что иное, как несвоевременная попытка получить громкую известность, прежде чем мы заслужили ее.
Характер каждого человека оказывает влияние на счастье прочих людей, смотря по тому, имеет он свойство приносить им вред или пользу.
Чтобы научить людей любить справедливость, надо показать им результаты несправедливости.
Тобайас Джордж Смоллетт
(1721—1771 гг.)
писатель
…Я не знаю ничего равноценного подлинной дружбе умного человека – какая это редкая драгоценность.
Мы, моряки, трудимся ради денег, как лошади, и тратим их, как ослы.
Факты – упрямая вещь.
Ричард Стиль (Стил)
(1672—1729 гг.)
писатель,
создатель нравоописательной журналистики в Англии
Каждый человек – творец собственного благополучия.
Меч и огонь менее разрушительны, чем болтливый язык.
Прекрасным дополнением к искусству жить и умирать была бы книга об искусстве стариться, которая учила бы людей, как постепенно отказываться от своих претензий, от свойственных юности удовольствий и ухаживаний по мере того, как надвигаются возраст и болезни.
Джон Толанд
(1670—1722 гг.)
философ
…Изменения в частях не влекут за собой никакого изменения Вселенной… Потеряв одну какую-нибудь форму, вещь тотчас же облекается в другую, она как бы исчезает со сцены в одном костюме, с тем чтобы тотчас же появиться в другом. И это обусловливает вечную юность и силу мира, который не знает дряхлости и упадка…
Генри Филдинг
(1707—1754 гг.)
писатель,
классик литературы Просвещения
Счастлив тот, кто считает себя счастливым.
Люди чересчур хитрые часто делают промахи, воображая других умнее или, лучше сказать, хитрее, чем они суть на самом деле.
Губительным ядом, отравляющим наши души, является зависть.
Лесть всегда нам нравится, когда она касается качеств, которых нам недостает. Скажите дураку, что он очень умен, и плуту, что он честнейший человек в свете, и они заключат вас в свои объятия.
Любить того, кто очевидно нас ненавидит, не в природе человека.
Вероломный друг – самый опасный враг.
Истинная честь не может терпеть неправду.
Величайшее утешение во всех моих горестях в том и состоит, что никакие враги не властны отнять у меня совесть, а я никогда не стану таким врагом себе, что нанесу ей ущерб.
Никакие выгоды, достигнутые ценой преступления, не могут вознаградить потерю душевного мира.
Ошибочное милосердие не только слабость, но граничит с несправедливостью и весьма пагубно для общества, потому что поощряет порок.
Человек беспристрастный и вдумчивый никогда не торопится произнести свой приговор.
Дурные книги могут так же испортить нас, как и дурные товарищи.
Клевета – оружие более ужасное, чем шпага, так как наносимые ею раны всегда неизлечимы.
Люди глупые не всегда безопасны: у них хватает ума сказать ровно столько, сколько нужно для того, чтобы оскорбить или оклеветать ближнего.
Клевета со стороны некоторых господ – такая же хорошая рекомендация, как похвала со стороны других.
Безутешное горе и бурная радость действуют на человека почти одинаково, а когда они обрушиваются на нас врасплох, то могут вызвать такое потрясение и замешательство, что мы часто лишаемся всех своих способностей.
Гораздо полезнее уметь предсказывать поступки людей при тех или иных обстоятельствах на основании их характера, чем судить об их характере на основании их поступков.
Наряду с законами государственными есть еще законы совести, восполняющие упущения законодательства.
Всеобщий мир царил бы на земле, если бы не было понятий «мое» и «твое».
Есть женщины, в характере которых самолюбие господствует в такой сильной степени, что всякую похвалу, о ком бы она ни была сказана, они конфискуют в свою пользу.
Есть много женщин, которые кричат при виде мыши или крысы, а способны отравить мужа или, что еще хуже, довести его до того, что он отравится.
…Ревность та же подагра: если эти недуги в крови, никогда нельзя быть уверенным, что не разразятся вдруг, и часто это случается по ничтожнейшим поводам, когда меньше всего этого ожидаешь.
Филип Дормер Стенхоп Честерфилд
(1694—1773 гг.)
писатель и государственный деятель
Благодарность – это тяжкое бремя, лежащее на нашей несовершенной природе.
Бог свидетель, нам нелегко приходится в этой жизни, и терпение – это единственный способ жить по крайней мере не хуже.
В вопросах брака и религии я не советчик – не хочу, чтобы из-за меня люди мучились и на земле, и на небе.
Веди спокойную жизнь – и ты умрешь со спокойной совестью.
Вежливость и хорошие манеры совершенно необходимы для того, чтобы украсить любые другие достоинства и таланты. Без них никакие знания, никакое совершенство не предстают в надлежащем свете. Без них ученый обращается в педанта, философ – в циника, военный – в грубого скота, так что и с тем, и с другим, и с третьим неприятно даже встречаться.
В злословии, как и в краже, виноватым считается потерпевший.
В погоне за похвалой лучшая приманка – скромность.
Все люди судят о нас по нашей наружности и манерам и только немногие – по нашим душевным качествам.
Всякая похвала, если она не заслужена, становится жестокой насмешкой и даже больше того – оскорблением и всего нагляднее обличает людские пороки и безрассудства.
Всякий, кто спешит, тем самым демонстрирует, что дело, за которое он взялся, ему не по зубам.
Дети и придворные ошибаются много реже, чем родители и монархи.
Добродетель есть не что иное, как красота духовная.
Доказывая свое мнение и опровергая другие, если они ошибочны, будь сдержан как в словах, так и в выражениях.
Если когда-нибудь я поумнею, никто, никогда не увидит меня смеющимся.
Если кто уверяет, что выпил шесть или восемь бутылок вина за один присест, то из одного только милосердия я буду считать его лжецом, не то мне придется думать, что он – скотина.
Если тебе приятно, когда люди внимательны и чутки к твоему настроению, вкусам и слабостям, можешь быть уверен, что внимательность и чуткость, которые ты в подобных случаях выкажешь другим, будут им также приятны.
Если можешь, будь умнее других, но не показывай этого.
Если ты нащупал в человеке какую-то характерную черту, ни в коем случае не доверяй ему в том, что этой черты касается.
Если ты хочешь понравиться людям, обращайся к чувствам, умей ослепить взгляды, усладить и смягчить слух, привлечь сердце. И пусть тогда разум их попробует что-нибудь сделать тебе во вред.
Если угождаешь, угождай каждому по-своему.
Женская красота и мужской ум большей частью пагубны для их обладателей…
Женщины гораздо больше похожи друг на друга, чем мужчины; все они, в сущности, тщеславны и похотливы.
Знания могут придать человеку вес, но только воспитанность может придать ему блеск, а людей видящих гораздо больше, нежели способных взвесить.
Знания – это убежище и приют, удобные и необходимые нам в преклонные годы, и если мы не посадим дерева, пока мы молоды, то, когда мы состаримся, у нас не будет тени, чтобы укрыться от солнца.
Интерес к внутренней сути и презрение к внешнему виду – таковы должны быть отношения между разумным человеком и его книгами.
Истинное остроумие – качество столь редкое, что многие им восхищаются, большинство к нему стремится, все его боятся, а если ценят, так только в себе самом.
Каждое потерянное мгновение – потерянное дело, потерянная польза.
Каждый человек ищет истину, но только одному Богу известно, кто ее нашел.
Каждый человек чувствителен к располагающему обращению, приятной манере говорить и непринужденной учтивости, а все эти качества готовят почву для того, чтобы были благосклонно встречены достоинства более высокие.
Кажущееся незнание часто является самой необходимой частью мирового знания.
Как в дружбе, так и во вражде поставь определенные границы доверчивости твоей и неприязни: пусть первая не доходит до того, чтобы стать опасной, а вторая – непримиримой.
Как движение возбуждает аппетит, так труд возбуждает жажду удовольствий.
Какого бы ты сам ни был мнения о своих достоинствах, не выставляй их напоказ в обществе, не следуй примеру тех хвастливых людей, которые стараются повернуть разговор именно так, чтобы предоставилась возможность их выказать. Если это подлинные достоинства, люди о них неминуемо узнают и без тебя и тебе же это будет гораздо выгоднее.
Когда заметишь, что противник твой горячится, положи конец спору какой-нибудь шуткой.
Когда тебя похвалят, обдумай хорошенько, заслуживаешь ли ты похвалы; если не заслуживаешь, то, значит, тебя осмеяли.
Конечная цель красноречия – убеждать людей.
Кто сам говорит о своих достоинствах, тот смешон, но кто не сознает их – глуп.
Куда бы мы ни шли, репутация наша – неважно, хорошая ли, дурная – нас обязательно опередит.
Ложь и коварство – прибежище глупцов и трусов.
Ложь – порождение злобы, трусости или тщеславия.
Лучшая защита от дурных манер – хорошее воспитание.
Люди, к светскому общению не привыкшие, по неопытности выдают своим видом то, о чем не распространяются на словах.
Люди ненавидят тех, кто дает им почувствовать их более низкое положение.
Министры – как солнце. Чем они ярче, тем сильнее обжигают.
Молодой человек должен быть благоразумным, не стараясь им казаться; старик должен казаться благоразумным, хотя бы и не был таким.
Молодые люди столь же склонны считать себя мудрыми, сколь пьяные – трезвыми.
Мудрый человек живет своим умом и своим кошельком.
Мысли лучших умов всегда становятся в конечном счете мнением общества.
Надо уметь молчать вообще обо всем, что имеет значение лишь для тебя одного.
На свете нет ничего более безрассудного, чем полугнев и полудоверие.
Не верьте тому, кто, едва успев познакомиться с вами, вдруг, без всякого видимого повода, воспылает к вам горячей любовью.
Не доверяй тем, кто полюбил тебя от всего сердца после первого же знакомства и без всякой видимой причины. Остерегайся также всех тех, кто стыдится высших добродетелей, выдавая их за свои слабости.
Недостаточно иметь заслуги, надо уметь людям понравиться.
Неполноценность наших друзей доставляет нам немалое удовольствие.
Никогда не доказывай своего мнения громко и с жаром, даже если в душе ты убежден в своей правоте, – выскажи его скромно и спокойно, ибо это единственный способ убедить.
Относись к другим так, как тебе хотелось бы, чтобы они относились к тебе, – вот самый верный способ нравиться людям.
От перевода страдают все, кроме епископа.
Первый признак высокого ума есть снисходительность.
Подлинная дружба созревает медленно и расцветает только там, где люди действительно доказали ее друг другу.
Позаботься о пенсе, а уж фунт позаботится о себе сам.
Политики не питают ни любви, ни ненависти. Они руководствуются не чувствами, а интересом.
Поношение, клевета никогда не ополчаются против непогрешимости; клевета преувеличивает, но не возникает на пустом месте.
Пороки заимствованные – самые неприятные из всех и самые непростительные.
Праздность – один из способов самоубийства.
Праздность – удел слабых умов.
Предрассудки – наша любовница; разум же, в лучшем случае, – жена: мы часто слышим его голос, но редко к нему прислушиваемся.
Прокладывай дорогу к разуму человека через его сердце. Дорога, ведущая непосредственно к разуму, сама по себе хороша, но, как правило, она несколько длиннее и, пожалуй, не столь надежна.
Пусть мудрецы говорят все что угодно, но от одной крайности можно избавиться лишь впав в другую.
Радуйся жизни, наслаждайся каждой минутой ее – ведь удовольствия кончаются раньше, чем жизнь.
Рана заживает быстрей, чем оскорбление.
Сами женщины не созданы для забот; их предназначение в том, чтобы брать на себя наши заботы.
Самый глупый человек на свете испытывает те же чувства, что и самый умный.
Сдержанность – черта крайне неприятная, несдержанность – крайне опасная.
Скромность – самый надежный способ удовлетворить наше тщеславие.
Скрыть правду там, где это нужно, – и благоразумно и непредосудительно, тогда как солгать – в любом случае – и низко и глупо.
Советы редко принимаются с благодарностью; те, кто больше всего в них нуждается, реже всего ими пользуется.
Сознание своего достоинства делает умного человека более скромным, но вместе с тем и более стойким.
Сочинители афоризмов, в большинстве своем, красоту мысли ставят выше точности и справедливости.
С подозрением относись к тем, кто во всеуслышание превозносит какую-то добродетель…
Старательно избегай всякой дружбы с дураками и плутами, если в отношениях с такими людьми вообще применимо слово «дружба».
С тем, кто молчит, – молчат, с тем, кто рассказывает все, – тоже молчат.
Стиль – одежда мысли.
Те, кто громче всего требуют свободы, хуже всего ее переносят.
Терпение совершенно необходимо деловому человеку, ведь многим гораздо важнее не заключить с вами сделку, а поговорить по душам.
То, что нравится тебе в других, понравится и другим в тебе.
Трудно даже вообразить, сколько у тщеславия разнообразных способов отклониться от поставленной цели.
Трудно сказать, кто глупее, – тот ли, кто говорит всю правду до конца, или тот, от кого вообще никогда не услышать правды.
Тщеславие вызывает отвращение у всех по той простой причине, что оно всем без исключения свойственно, а два тщеславия не сойдутся никогда.
У каждого человека есть свои стремления, свое честолюбие; разница только в том, что у людей глупых честолюбие тоже бывает глупым и устремлено не туда, куда следует, у людей же умных честолюбие законно и достойно всяческой похвалы.
Умный человек иногда торопится, но ничего не делает второпях.
Учись опускаться до уровня тех, среди которых находишься.
Физические недуги – это тот налог, который берет с нас наша окаянная жизнь; одни облагаются более высоким налогом, другие – более низким, но платят все.
Хитрость – тайное прибежище бездарности.
Хорошее воспитание надежнее всего защищает человека от тех, кто плохо воспитан.
Храни свои знания, подобно часам, во внутреннем кармане, не демонстрируй их, как демонстрируют часы, без всякого повода, с тем лишь, чтобы показать, что они у тебя есть.
Часто нужнее скрывать презрение, чем злобу: обиды еще могут быть забыты, но презрение никогда не прощается.
Частый и громкий смех есть признак глупости и дурного воспитания.
Человек воспитанный умеет говорить с нижестоящими людьми без заносчивости, а с вышестоящими – уважительно и непринужденно.
Честолюбие человека умного и порядочного заключается в том, чтобы выделиться среди других своим добрым именем и быть ценимым за свои знания, правдивость и благородство – качества, которые нигде не могут быть куплены, а могут быть приобретены только теми, у кого ясная голова и доброе сердце.
Чтобы завоевать расположение женщины, требуется одна и та же лесть; чтобы понравиться мужчине – всякий раз разная.
Чтобы управлять человечеством, нельзя его переоценивать – так оратор, если он хочет полюбиться публике, должен презирать ее.
Быть правым – сомнительное удовольствие. Удовольствие – суметь доказать, что другие не правы.
В политике, как и в торговле, необходимо иметь доброе имя. Ни в той, ни в другой обманывать много раз невозможно.
Георг I был добропорядочным тупым немцем; он и не хотел, и не умел играть роль короля, которая заключается в том, чтобы блистать и угнетать. Каким было бы счастьем для Европы, да и для всего мира, если бы на свете не было королей более великих, нежели он!
Значение любовных утех сильно переоценено: поза нелепая, удовольствие кратковременное, а последствия самые пагубные.
Лесть – это низкопробная монета, но при дворе без нее нельзя обойтись, это карманные деньги для каждого.
Личную привязанность министры ценят гораздо больше, чем приверженность своей партии.
Надо полагать, что если у человека разумного нет желания нравиться, то у него вообще нет никаких желаний, ибо он не может не знать, что без этого он ничего не добьется.
Об английском короле Георге II: Никто его не оплакивал, но нельзя, однако, сказать, что в его адрес не раздавалось никаких похвал: его хвалили за то, что он умер.
Несовершенство – вот что нам нравится в наших друзьях.
Постарайся быть умнее других, но никогда не давай им этого почувствовать.
При дворе люди обнимаются, не будучи знакомы; не будучи друзьями, оказывают друг другу взаимные услуги и вредят друг другу без ненависти.
Природа, должно быть, не создавала еще женщины, настолько уродливой, чтобы она могла остаться совершенно равнодушной к похвале, воздаваемой ее наружности.
Самое полезное из всех искусств – искусство нравиться.
Человеку, который ничего о себе не рассказывает или рассказывает все, никто ничего не доверит.
Самыми надежными шпионами всегда будут не те люди, которым посол платит, а те, которых он сумел привлечь к себе на службу ловкостью своей и обхождением и которые шпионами себя отнюдь не считают.
Хорошие манеры состоят из маленьких жертв.
Никогда не придерживай людей за пуговицу или руку, чтобы они тебя выслушали: если тебя не хотят слушать, лучше придержи свой язык.
Праздность – утеха глупых.
Если мужчине хочется, чтобы его считали умнее, чем он есть на самом деле, а женщине – чтобы ее считали красивее, заблуждение это благотворно для них обоих и безобидно для окружающих. И я предпочел бы сделать их своими друзьями, потакая им, нежели своими врагами, стараясь, и притом напрасно, вывести их из этого заблуждения.
Антони Эшли Купер Шефтсбери
(1671—1713 гг.)
философ, эстетик и моралист
Все разумные люди исповедуют одну религию. Правда, они не говорят, какую именно.
Всякое увлечение сменяется меланхолией.
Если люди терпят разговоры о своих пороках – это лучший признак того, что они исправляются.
Из всех связей, возникающих между людьми, самой непостоянной, самой запутанной и изменчивой является связь между писателем и читателем.
Истинная гуманность и доброта скрывают горькую правду от любящих глаз.
Какой бы эфемерной ни была моя жизнь, каким бы беспорядочным ни был юмор, в ней заложенный, я не знаю ничего более значимого, ничего более материального, чем я сам.
Когда человек ладит с самим собой, он ладит и с миром.
Мнительное себялюбие и низость – вечные спутники нашего страха.
Найдется ли на свете хотя бы один человек, который пал настолько низко, чтобы отказаться от собственных удовольствий?
Наши манеры, как и наши лица, пусть даже самые прекрасные, должны отличаться друг от друга.
Наши первые мысли обыкновенно лучше вторых; собственные взгляды всегда лучше благоприобретенных и позаимствованных у казуистов.
Общество чрезвычайно способствует развитию нашего воображения. Фантазии наши расцветают за столом столь же пышно, как цветы на хорошо взрыхленной клумбе.
Постоянство – самый изобретательный способ сделаться дураком.
Серьезность – в самой природе обмана.
Счастливая жизнь измеряется не большим или меньшим числом солнц, которые мы лицезреем, не большим или меньшим числом вздохов, которые мы издаем, или же пищи, которую мы поглощаем, – но тем, хорошо ли мы жили, сделали ли свое дело и покинули ли этот мир с улыбкой на устах.
Считается, что истина способна выдержать все, однако нет для нее испытания тяжелей, чем насмешка. Только если истина выдержала испытание насмешкой, она по праву может считаться истиной.
Тот, кто оказывается настоящим другом, – тот и настоящий человек, тот не остается в долгу и перед обществом.
Тот, кто смеется и одновременно смешит, смешон вдвойне.
Философ!.. Разъясни мне, что есть жизнь, и как я должен прожить ее, чтобы, когда она подойдет к концу, когда живительный источник иссякнет, не вскричать в сердцах «Суета сует!», не проклинать и не жаловаться, что, дескать, «жизнь столь мимолетна». В самом деле, почему мы жалуемся и на быстротечность, и на долготу жизни? Может ли тщеславие, одно лишь тщеславие, принести счастье? И может ли человек пережить свои несчастья?
Хорошо воспитанным считает себя каждый.
Юмор – единственное истинное испытание серьезности, а серьезность – юмора. Ведь предмет, который не выдерживает насмешки, подозрителен, а шутка, которая не выдерживает серьезного исследования, – пустое зубоскальство.
Джонатан Эдвардс
(1703—1758 гг.)
писатель,
мыслитель,
религиозный философ
Никаких идей, мыслей, умственных процессов не может возникнуть, пока разум не получит какого-то начального толчка от ощущения.
Духовная красота бесконечно прекраснее всех других, и поэтому тела, будучи лишь тенями сущего, должны обладать очарованием, говорящим о красоте духовной. Такой тип красоты принадлежит природе и превосходит искусство, сотворенное человеком.
Почти все люди, даже те, которые кажутся крайне несчастными, любят жизнь. Им трудно перенести мысль, что этот прекрасный и восхитительный мир навсегда погаснет для их очей. Знание того, что каждый прожитый нами миг прекрасен, даже если мы и не обращаем на это особого внимания, а лишь испытываем некое удовольствие, принуждает нас, если мы поставлены перед выбором, предпочесть жизнь, полную страданий и невзгод, ее утрате.
Дэвид Юм
(1711—1776 гг.)
философ,
историк, экономист
Аффекты любви и ненависти всегда сопровождаются благожелательностью и гневом…
Благая цель может сообщить ценность только таким средствам, которые достаточны и действительно ведут к цели.
Было бы бесполезно наказывать человека за глупость или убеждать его, чтобы он был мудрым и проницательным, хотя те же самые наказания и убеждения могут оказать значительное влияние, если дело касается справедливости и несправедливости.
В жалости всегда есть примесь любви или нежности, а в злорадстве – примесь ненависти или гнева.
…Все, что мы называем героической доблестью и чем восхищаемся как величием и возвышенностью духа, есть не что иное, как спокойная и твердо обоснованная гордость и самоуважение…
Дружба – это спокойная и тихая привязанность, направляемая и укрепляемая привычкой, возникающей из долгого общения и взаимных обязательств.
…Если единственным мотивом наших действий является желание показать свою свободу, значит, мы никак не можем освободиться от уз необходимости.
Если какой-нибудь поступок добродетелен или порочен, это является лишь признаком определенного душевного качества или характера; он должен проистекать из постоянных принципов нашего духа, распространяющихся на все поведение человека и входящих в его личный характер.
Если храбрость и честолюбие не регулируются благожелательностью, они могут сделать из человека только тирана или разбойника.
Злорадство… есть ничем не вызванное желание причинить зло другому лицу, чтобы путем сравнения с собственным положением испытать удовольствие.
Когда религиозность соединяется со страстью к чудесному, тогда конец всякому здравому смыслу, и свидетельство людей теряет всякий авторитет.
…Любовь есть не что иное, как желание счастья другому лицу…
Мы порицаем всякий обман, всякое нарушение слова, потому что считаем, что свобода и широта общения между людьми находятся в полной зависимости от верности обещаниям.
…Неподдельная, искренняя гордость, или самоуважение, если только она хорошо скрыта и в то же время действительно обоснована, безусловно должна быть характерна для человека чести…
…Ничто не может быть более похвальным, чем сознание собственного достоинства в тех случаях, когда мы действительно обладаем ценными качествами.
Ничто не свободно так, как мысль человека.
Обычно счастье покровительствует смелым и предприимчивым, но ничто не внушает нам большую смелость, чем хорошее мнение о самих себе.
Самая строгая мораль позволяет нам чувствовать удовольствие при мысли о великодушном поступке…
Сами по себе поступки, если они не проистекают из какого-либо постоянного принципа… не имеют значения для нравственности.
…Себялюбие… порождает правила справедливости и является первым мотивом соблюдения последних.
Склонность к радости и к надежде – истинное счастье; склонность к опасению и меланхолии – настоящее несчастье.
Тот счастлив, кто живет в условиях, соответствующих его темпераменту, но тот более совершенен, кто умеет приспосабливать свой темперамент к любым условиям.
У нас нет иных мотивов, которые побуждали бы нас исполнять обещания, кроме чувства долга. Если бы мы думали, что обещаниям не присуща нравственная обязательность, мы не чувствовали бы склонности соблюдать их.
Услуга, оказанная нам, приятна главным образом потому, что льстит нашему тщеславию и свидетельствует о добром расположении и уважении к нам лица, ее оказавшего.
Хотя природные способности и нравственные качества в общем находятся на одном уровне, однако между ними существует то различие, что первые почти не меняются посредством искусственного воздействия, тогда как вторые, или по крайней мере поступки, проистекающие из них, могут быть изменены при помощи таких мотивов, как награды и наказания, одобрение и порицание.
Человеку, который долго говорит о себе, трудно избежать тщеславия.
Эдуард Юнг
(1683—1765 гг.)
поэт
Время, затраченное впустую, есть существование; время, употребленное с пользой, есть жизнь.
Отсрочка – это воровка времени.
(1723—1790 гг.)
шотландский экономист и философ,
крупнейший представитель классической политэкономии
Бестселлер – позолоченная гробница посредственного дарования.
Великая тайна воспитания – направлять честолюбие на подходящие предметы.
Всякий расточитель – враг общества, всякий бережливый человек – благодетель.
Заблуждения, заключающие в себе некоторую долю правды, самые опасные.
Наше уважение к общим правилам нравственности и есть собственно чувство долга.
Пустые и малодушные люди нередко обнаруживают перед своими подчиненными и перед тем, кто не смеет выказать им сопротивления, припадки гнева и страсти и воображают, что выказали этим свое мужество.
Самообладание в минуту гнева не менее высоко и не менее благородно, как и самообладание в минуту страха.
Сколько дней труда, сколько ночей без сна, сколько усилий ума, сколько надежд и страхов, сколько долгих жизней усердного изучения вылиты здесь в мелких типографских шрифтах и стиснуты в тесном пространстве окружающих нас полок.
Счастье посещает нас в разных видах и почти неуловимо, но я чаще видел его среди маленьких детей, у домашних очагов и в деревенских домиках, чем в других местах.
Только крайне малодушный и крайне пустой человек может находить удовольствие в похвалах, которых, как ему хорошо известно, он не заслужил.
Тщеславие есть не что иное, как несвоевременная попытка получить громкую известность, прежде чем мы заслужили ее.
Характер каждого человека оказывает влияние на счастье прочих людей, смотря по тому, имеет он свойство приносить им вред или пользу.
Чтобы научить людей любить справедливость, надо показать им результаты несправедливости.
Тобайас Джордж Смоллетт
(1721—1771 гг.)
писатель
…Я не знаю ничего равноценного подлинной дружбе умного человека – какая это редкая драгоценность.
Мы, моряки, трудимся ради денег, как лошади, и тратим их, как ослы.
Факты – упрямая вещь.
Ричард Стиль (Стил)
(1672—1729 гг.)
писатель,
создатель нравоописательной журналистики в Англии
Каждый человек – творец собственного благополучия.
Меч и огонь менее разрушительны, чем болтливый язык.
Прекрасным дополнением к искусству жить и умирать была бы книга об искусстве стариться, которая учила бы людей, как постепенно отказываться от своих претензий, от свойственных юности удовольствий и ухаживаний по мере того, как надвигаются возраст и болезни.
Джон Толанд
(1670—1722 гг.)
философ
…Изменения в частях не влекут за собой никакого изменения Вселенной… Потеряв одну какую-нибудь форму, вещь тотчас же облекается в другую, она как бы исчезает со сцены в одном костюме, с тем чтобы тотчас же появиться в другом. И это обусловливает вечную юность и силу мира, который не знает дряхлости и упадка…
Генри Филдинг
(1707—1754 гг.)
писатель,
классик литературы Просвещения
Счастлив тот, кто считает себя счастливым.
Люди чересчур хитрые часто делают промахи, воображая других умнее или, лучше сказать, хитрее, чем они суть на самом деле.
Губительным ядом, отравляющим наши души, является зависть.
Лесть всегда нам нравится, когда она касается качеств, которых нам недостает. Скажите дураку, что он очень умен, и плуту, что он честнейший человек в свете, и они заключат вас в свои объятия.
Любить того, кто очевидно нас ненавидит, не в природе человека.
Вероломный друг – самый опасный враг.
Истинная честь не может терпеть неправду.
Величайшее утешение во всех моих горестях в том и состоит, что никакие враги не властны отнять у меня совесть, а я никогда не стану таким врагом себе, что нанесу ей ущерб.
Никакие выгоды, достигнутые ценой преступления, не могут вознаградить потерю душевного мира.
Ошибочное милосердие не только слабость, но граничит с несправедливостью и весьма пагубно для общества, потому что поощряет порок.
Человек беспристрастный и вдумчивый никогда не торопится произнести свой приговор.
Дурные книги могут так же испортить нас, как и дурные товарищи.
Клевета – оружие более ужасное, чем шпага, так как наносимые ею раны всегда неизлечимы.
Люди глупые не всегда безопасны: у них хватает ума сказать ровно столько, сколько нужно для того, чтобы оскорбить или оклеветать ближнего.
Клевета со стороны некоторых господ – такая же хорошая рекомендация, как похвала со стороны других.
Безутешное горе и бурная радость действуют на человека почти одинаково, а когда они обрушиваются на нас врасплох, то могут вызвать такое потрясение и замешательство, что мы часто лишаемся всех своих способностей.
Гораздо полезнее уметь предсказывать поступки людей при тех или иных обстоятельствах на основании их характера, чем судить об их характере на основании их поступков.
Наряду с законами государственными есть еще законы совести, восполняющие упущения законодательства.
Всеобщий мир царил бы на земле, если бы не было понятий «мое» и «твое».
Есть женщины, в характере которых самолюбие господствует в такой сильной степени, что всякую похвалу, о ком бы она ни была сказана, они конфискуют в свою пользу.
Есть много женщин, которые кричат при виде мыши или крысы, а способны отравить мужа или, что еще хуже, довести его до того, что он отравится.
…Ревность та же подагра: если эти недуги в крови, никогда нельзя быть уверенным, что не разразятся вдруг, и часто это случается по ничтожнейшим поводам, когда меньше всего этого ожидаешь.
Филип Дормер Стенхоп Честерфилд
(1694—1773 гг.)
писатель и государственный деятель
Благодарность – это тяжкое бремя, лежащее на нашей несовершенной природе.
Бог свидетель, нам нелегко приходится в этой жизни, и терпение – это единственный способ жить по крайней мере не хуже.
В вопросах брака и религии я не советчик – не хочу, чтобы из-за меня люди мучились и на земле, и на небе.
Веди спокойную жизнь – и ты умрешь со спокойной совестью.
Вежливость и хорошие манеры совершенно необходимы для того, чтобы украсить любые другие достоинства и таланты. Без них никакие знания, никакое совершенство не предстают в надлежащем свете. Без них ученый обращается в педанта, философ – в циника, военный – в грубого скота, так что и с тем, и с другим, и с третьим неприятно даже встречаться.
В злословии, как и в краже, виноватым считается потерпевший.
В погоне за похвалой лучшая приманка – скромность.
Все люди судят о нас по нашей наружности и манерам и только немногие – по нашим душевным качествам.
Всякая похвала, если она не заслужена, становится жестокой насмешкой и даже больше того – оскорблением и всего нагляднее обличает людские пороки и безрассудства.
Всякий, кто спешит, тем самым демонстрирует, что дело, за которое он взялся, ему не по зубам.
Дети и придворные ошибаются много реже, чем родители и монархи.
Добродетель есть не что иное, как красота духовная.
Доказывая свое мнение и опровергая другие, если они ошибочны, будь сдержан как в словах, так и в выражениях.
Если когда-нибудь я поумнею, никто, никогда не увидит меня смеющимся.
Если кто уверяет, что выпил шесть или восемь бутылок вина за один присест, то из одного только милосердия я буду считать его лжецом, не то мне придется думать, что он – скотина.
Если тебе приятно, когда люди внимательны и чутки к твоему настроению, вкусам и слабостям, можешь быть уверен, что внимательность и чуткость, которые ты в подобных случаях выкажешь другим, будут им также приятны.
Если можешь, будь умнее других, но не показывай этого.
Если ты нащупал в человеке какую-то характерную черту, ни в коем случае не доверяй ему в том, что этой черты касается.
Если ты хочешь понравиться людям, обращайся к чувствам, умей ослепить взгляды, усладить и смягчить слух, привлечь сердце. И пусть тогда разум их попробует что-нибудь сделать тебе во вред.
Если угождаешь, угождай каждому по-своему.
Женская красота и мужской ум большей частью пагубны для их обладателей…
Женщины гораздо больше похожи друг на друга, чем мужчины; все они, в сущности, тщеславны и похотливы.
Знания могут придать человеку вес, но только воспитанность может придать ему блеск, а людей видящих гораздо больше, нежели способных взвесить.
Знания – это убежище и приют, удобные и необходимые нам в преклонные годы, и если мы не посадим дерева, пока мы молоды, то, когда мы состаримся, у нас не будет тени, чтобы укрыться от солнца.
Интерес к внутренней сути и презрение к внешнему виду – таковы должны быть отношения между разумным человеком и его книгами.
Истинное остроумие – качество столь редкое, что многие им восхищаются, большинство к нему стремится, все его боятся, а если ценят, так только в себе самом.
Каждое потерянное мгновение – потерянное дело, потерянная польза.
Каждый человек ищет истину, но только одному Богу известно, кто ее нашел.
Каждый человек чувствителен к располагающему обращению, приятной манере говорить и непринужденной учтивости, а все эти качества готовят почву для того, чтобы были благосклонно встречены достоинства более высокие.
Кажущееся незнание часто является самой необходимой частью мирового знания.
Как в дружбе, так и во вражде поставь определенные границы доверчивости твоей и неприязни: пусть первая не доходит до того, чтобы стать опасной, а вторая – непримиримой.
Как движение возбуждает аппетит, так труд возбуждает жажду удовольствий.
Какого бы ты сам ни был мнения о своих достоинствах, не выставляй их напоказ в обществе, не следуй примеру тех хвастливых людей, которые стараются повернуть разговор именно так, чтобы предоставилась возможность их выказать. Если это подлинные достоинства, люди о них неминуемо узнают и без тебя и тебе же это будет гораздо выгоднее.
Когда заметишь, что противник твой горячится, положи конец спору какой-нибудь шуткой.
Когда тебя похвалят, обдумай хорошенько, заслуживаешь ли ты похвалы; если не заслуживаешь, то, значит, тебя осмеяли.
Конечная цель красноречия – убеждать людей.
Кто сам говорит о своих достоинствах, тот смешон, но кто не сознает их – глуп.
Куда бы мы ни шли, репутация наша – неважно, хорошая ли, дурная – нас обязательно опередит.
Ложь и коварство – прибежище глупцов и трусов.
Ложь – порождение злобы, трусости или тщеславия.
Лучшая защита от дурных манер – хорошее воспитание.
Люди, к светскому общению не привыкшие, по неопытности выдают своим видом то, о чем не распространяются на словах.
Люди ненавидят тех, кто дает им почувствовать их более низкое положение.
Министры – как солнце. Чем они ярче, тем сильнее обжигают.
Молодой человек должен быть благоразумным, не стараясь им казаться; старик должен казаться благоразумным, хотя бы и не был таким.
Молодые люди столь же склонны считать себя мудрыми, сколь пьяные – трезвыми.
Мудрый человек живет своим умом и своим кошельком.
Мысли лучших умов всегда становятся в конечном счете мнением общества.
Надо уметь молчать вообще обо всем, что имеет значение лишь для тебя одного.
На свете нет ничего более безрассудного, чем полугнев и полудоверие.
Не верьте тому, кто, едва успев познакомиться с вами, вдруг, без всякого видимого повода, воспылает к вам горячей любовью.
Не доверяй тем, кто полюбил тебя от всего сердца после первого же знакомства и без всякой видимой причины. Остерегайся также всех тех, кто стыдится высших добродетелей, выдавая их за свои слабости.
Недостаточно иметь заслуги, надо уметь людям понравиться.
Неполноценность наших друзей доставляет нам немалое удовольствие.
Никогда не доказывай своего мнения громко и с жаром, даже если в душе ты убежден в своей правоте, – выскажи его скромно и спокойно, ибо это единственный способ убедить.
Относись к другим так, как тебе хотелось бы, чтобы они относились к тебе, – вот самый верный способ нравиться людям.
От перевода страдают все, кроме епископа.
Первый признак высокого ума есть снисходительность.
Подлинная дружба созревает медленно и расцветает только там, где люди действительно доказали ее друг другу.
Позаботься о пенсе, а уж фунт позаботится о себе сам.
Политики не питают ни любви, ни ненависти. Они руководствуются не чувствами, а интересом.
Поношение, клевета никогда не ополчаются против непогрешимости; клевета преувеличивает, но не возникает на пустом месте.
Пороки заимствованные – самые неприятные из всех и самые непростительные.
Праздность – один из способов самоубийства.
Праздность – удел слабых умов.
Предрассудки – наша любовница; разум же, в лучшем случае, – жена: мы часто слышим его голос, но редко к нему прислушиваемся.
Прокладывай дорогу к разуму человека через его сердце. Дорога, ведущая непосредственно к разуму, сама по себе хороша, но, как правило, она несколько длиннее и, пожалуй, не столь надежна.
Пусть мудрецы говорят все что угодно, но от одной крайности можно избавиться лишь впав в другую.
Радуйся жизни, наслаждайся каждой минутой ее – ведь удовольствия кончаются раньше, чем жизнь.
Рана заживает быстрей, чем оскорбление.
Сами женщины не созданы для забот; их предназначение в том, чтобы брать на себя наши заботы.
Самый глупый человек на свете испытывает те же чувства, что и самый умный.
Сдержанность – черта крайне неприятная, несдержанность – крайне опасная.
Скромность – самый надежный способ удовлетворить наше тщеславие.
Скрыть правду там, где это нужно, – и благоразумно и непредосудительно, тогда как солгать – в любом случае – и низко и глупо.
Советы редко принимаются с благодарностью; те, кто больше всего в них нуждается, реже всего ими пользуется.
Сознание своего достоинства делает умного человека более скромным, но вместе с тем и более стойким.
Сочинители афоризмов, в большинстве своем, красоту мысли ставят выше точности и справедливости.
С подозрением относись к тем, кто во всеуслышание превозносит какую-то добродетель…
Старательно избегай всякой дружбы с дураками и плутами, если в отношениях с такими людьми вообще применимо слово «дружба».
С тем, кто молчит, – молчат, с тем, кто рассказывает все, – тоже молчат.
Стиль – одежда мысли.
Те, кто громче всего требуют свободы, хуже всего ее переносят.
Терпение совершенно необходимо деловому человеку, ведь многим гораздо важнее не заключить с вами сделку, а поговорить по душам.
То, что нравится тебе в других, понравится и другим в тебе.
Трудно даже вообразить, сколько у тщеславия разнообразных способов отклониться от поставленной цели.
Трудно сказать, кто глупее, – тот ли, кто говорит всю правду до конца, или тот, от кого вообще никогда не услышать правды.
Тщеславие вызывает отвращение у всех по той простой причине, что оно всем без исключения свойственно, а два тщеславия не сойдутся никогда.
У каждого человека есть свои стремления, свое честолюбие; разница только в том, что у людей глупых честолюбие тоже бывает глупым и устремлено не туда, куда следует, у людей же умных честолюбие законно и достойно всяческой похвалы.
Умный человек иногда торопится, но ничего не делает второпях.
Учись опускаться до уровня тех, среди которых находишься.
Физические недуги – это тот налог, который берет с нас наша окаянная жизнь; одни облагаются более высоким налогом, другие – более низким, но платят все.
Хитрость – тайное прибежище бездарности.
Хорошее воспитание надежнее всего защищает человека от тех, кто плохо воспитан.
Храни свои знания, подобно часам, во внутреннем кармане, не демонстрируй их, как демонстрируют часы, без всякого повода, с тем лишь, чтобы показать, что они у тебя есть.
Часто нужнее скрывать презрение, чем злобу: обиды еще могут быть забыты, но презрение никогда не прощается.
Частый и громкий смех есть признак глупости и дурного воспитания.
Человек воспитанный умеет говорить с нижестоящими людьми без заносчивости, а с вышестоящими – уважительно и непринужденно.
Честолюбие человека умного и порядочного заключается в том, чтобы выделиться среди других своим добрым именем и быть ценимым за свои знания, правдивость и благородство – качества, которые нигде не могут быть куплены, а могут быть приобретены только теми, у кого ясная голова и доброе сердце.
Чтобы завоевать расположение женщины, требуется одна и та же лесть; чтобы понравиться мужчине – всякий раз разная.
Чтобы управлять человечеством, нельзя его переоценивать – так оратор, если он хочет полюбиться публике, должен презирать ее.
Быть правым – сомнительное удовольствие. Удовольствие – суметь доказать, что другие не правы.
В политике, как и в торговле, необходимо иметь доброе имя. Ни в той, ни в другой обманывать много раз невозможно.
Георг I был добропорядочным тупым немцем; он и не хотел, и не умел играть роль короля, которая заключается в том, чтобы блистать и угнетать. Каким было бы счастьем для Европы, да и для всего мира, если бы на свете не было королей более великих, нежели он!
Значение любовных утех сильно переоценено: поза нелепая, удовольствие кратковременное, а последствия самые пагубные.
Лесть – это низкопробная монета, но при дворе без нее нельзя обойтись, это карманные деньги для каждого.
Личную привязанность министры ценят гораздо больше, чем приверженность своей партии.
Надо полагать, что если у человека разумного нет желания нравиться, то у него вообще нет никаких желаний, ибо он не может не знать, что без этого он ничего не добьется.
Об английском короле Георге II: Никто его не оплакивал, но нельзя, однако, сказать, что в его адрес не раздавалось никаких похвал: его хвалили за то, что он умер.
Несовершенство – вот что нам нравится в наших друзьях.
Постарайся быть умнее других, но никогда не давай им этого почувствовать.
При дворе люди обнимаются, не будучи знакомы; не будучи друзьями, оказывают друг другу взаимные услуги и вредят друг другу без ненависти.
Природа, должно быть, не создавала еще женщины, настолько уродливой, чтобы она могла остаться совершенно равнодушной к похвале, воздаваемой ее наружности.
Самое полезное из всех искусств – искусство нравиться.
Человеку, который ничего о себе не рассказывает или рассказывает все, никто ничего не доверит.
Самыми надежными шпионами всегда будут не те люди, которым посол платит, а те, которых он сумел привлечь к себе на службу ловкостью своей и обхождением и которые шпионами себя отнюдь не считают.
Хорошие манеры состоят из маленьких жертв.
Никогда не придерживай людей за пуговицу или руку, чтобы они тебя выслушали: если тебя не хотят слушать, лучше придержи свой язык.
Праздность – утеха глупых.
Если мужчине хочется, чтобы его считали умнее, чем он есть на самом деле, а женщине – чтобы ее считали красивее, заблуждение это благотворно для них обоих и безобидно для окружающих. И я предпочел бы сделать их своими друзьями, потакая им, нежели своими врагами, стараясь, и притом напрасно, вывести их из этого заблуждения.
Антони Эшли Купер Шефтсбери
(1671—1713 гг.)
философ, эстетик и моралист
Все разумные люди исповедуют одну религию. Правда, они не говорят, какую именно.
Всякое увлечение сменяется меланхолией.
Если люди терпят разговоры о своих пороках – это лучший признак того, что они исправляются.
Из всех связей, возникающих между людьми, самой непостоянной, самой запутанной и изменчивой является связь между писателем и читателем.
Истинная гуманность и доброта скрывают горькую правду от любящих глаз.
Какой бы эфемерной ни была моя жизнь, каким бы беспорядочным ни был юмор, в ней заложенный, я не знаю ничего более значимого, ничего более материального, чем я сам.
Когда человек ладит с самим собой, он ладит и с миром.
Мнительное себялюбие и низость – вечные спутники нашего страха.
Найдется ли на свете хотя бы один человек, который пал настолько низко, чтобы отказаться от собственных удовольствий?
Наши манеры, как и наши лица, пусть даже самые прекрасные, должны отличаться друг от друга.
Наши первые мысли обыкновенно лучше вторых; собственные взгляды всегда лучше благоприобретенных и позаимствованных у казуистов.
Общество чрезвычайно способствует развитию нашего воображения. Фантазии наши расцветают за столом столь же пышно, как цветы на хорошо взрыхленной клумбе.
Постоянство – самый изобретательный способ сделаться дураком.
Серьезность – в самой природе обмана.
Счастливая жизнь измеряется не большим или меньшим числом солнц, которые мы лицезреем, не большим или меньшим числом вздохов, которые мы издаем, или же пищи, которую мы поглощаем, – но тем, хорошо ли мы жили, сделали ли свое дело и покинули ли этот мир с улыбкой на устах.
Считается, что истина способна выдержать все, однако нет для нее испытания тяжелей, чем насмешка. Только если истина выдержала испытание насмешкой, она по праву может считаться истиной.
Тот, кто оказывается настоящим другом, – тот и настоящий человек, тот не остается в долгу и перед обществом.
Тот, кто смеется и одновременно смешит, смешон вдвойне.
Философ!.. Разъясни мне, что есть жизнь, и как я должен прожить ее, чтобы, когда она подойдет к концу, когда живительный источник иссякнет, не вскричать в сердцах «Суета сует!», не проклинать и не жаловаться, что, дескать, «жизнь столь мимолетна». В самом деле, почему мы жалуемся и на быстротечность, и на долготу жизни? Может ли тщеславие, одно лишь тщеславие, принести счастье? И может ли человек пережить свои несчастья?
Хорошо воспитанным считает себя каждый.
Юмор – единственное истинное испытание серьезности, а серьезность – юмора. Ведь предмет, который не выдерживает насмешки, подозрителен, а шутка, которая не выдерживает серьезного исследования, – пустое зубоскальство.
Джонатан Эдвардс
(1703—1758 гг.)
писатель,
мыслитель,
религиозный философ
Никаких идей, мыслей, умственных процессов не может возникнуть, пока разум не получит какого-то начального толчка от ощущения.
Духовная красота бесконечно прекраснее всех других, и поэтому тела, будучи лишь тенями сущего, должны обладать очарованием, говорящим о красоте духовной. Такой тип красоты принадлежит природе и превосходит искусство, сотворенное человеком.
Почти все люди, даже те, которые кажутся крайне несчастными, любят жизнь. Им трудно перенести мысль, что этот прекрасный и восхитительный мир навсегда погаснет для их очей. Знание того, что каждый прожитый нами миг прекрасен, даже если мы и не обращаем на это особого внимания, а лишь испытываем некое удовольствие, принуждает нас, если мы поставлены перед выбором, предпочесть жизнь, полную страданий и невзгод, ее утрате.
Дэвид Юм
(1711—1776 гг.)
философ,
историк, экономист
Аффекты любви и ненависти всегда сопровождаются благожелательностью и гневом…
Благая цель может сообщить ценность только таким средствам, которые достаточны и действительно ведут к цели.
Было бы бесполезно наказывать человека за глупость или убеждать его, чтобы он был мудрым и проницательным, хотя те же самые наказания и убеждения могут оказать значительное влияние, если дело касается справедливости и несправедливости.
В жалости всегда есть примесь любви или нежности, а в злорадстве – примесь ненависти или гнева.
…Все, что мы называем героической доблестью и чем восхищаемся как величием и возвышенностью духа, есть не что иное, как спокойная и твердо обоснованная гордость и самоуважение…
Дружба – это спокойная и тихая привязанность, направляемая и укрепляемая привычкой, возникающей из долгого общения и взаимных обязательств.
…Если единственным мотивом наших действий является желание показать свою свободу, значит, мы никак не можем освободиться от уз необходимости.
Если какой-нибудь поступок добродетелен или порочен, это является лишь признаком определенного душевного качества или характера; он должен проистекать из постоянных принципов нашего духа, распространяющихся на все поведение человека и входящих в его личный характер.
Если храбрость и честолюбие не регулируются благожелательностью, они могут сделать из человека только тирана или разбойника.
Злорадство… есть ничем не вызванное желание причинить зло другому лицу, чтобы путем сравнения с собственным положением испытать удовольствие.
Когда религиозность соединяется со страстью к чудесному, тогда конец всякому здравому смыслу, и свидетельство людей теряет всякий авторитет.
…Любовь есть не что иное, как желание счастья другому лицу…
Мы порицаем всякий обман, всякое нарушение слова, потому что считаем, что свобода и широта общения между людьми находятся в полной зависимости от верности обещаниям.
…Неподдельная, искренняя гордость, или самоуважение, если только она хорошо скрыта и в то же время действительно обоснована, безусловно должна быть характерна для человека чести…
…Ничто не может быть более похвальным, чем сознание собственного достоинства в тех случаях, когда мы действительно обладаем ценными качествами.
Ничто не свободно так, как мысль человека.
Обычно счастье покровительствует смелым и предприимчивым, но ничто не внушает нам большую смелость, чем хорошее мнение о самих себе.
Самая строгая мораль позволяет нам чувствовать удовольствие при мысли о великодушном поступке…
Сами по себе поступки, если они не проистекают из какого-либо постоянного принципа… не имеют значения для нравственности.
…Себялюбие… порождает правила справедливости и является первым мотивом соблюдения последних.
Склонность к радости и к надежде – истинное счастье; склонность к опасению и меланхолии – настоящее несчастье.
Тот счастлив, кто живет в условиях, соответствующих его темпераменту, но тот более совершенен, кто умеет приспосабливать свой темперамент к любым условиям.
У нас нет иных мотивов, которые побуждали бы нас исполнять обещания, кроме чувства долга. Если бы мы думали, что обещаниям не присуща нравственная обязательность, мы не чувствовали бы склонности соблюдать их.
Услуга, оказанная нам, приятна главным образом потому, что льстит нашему тщеславию и свидетельствует о добром расположении и уважении к нам лица, ее оказавшего.
Хотя природные способности и нравственные качества в общем находятся на одном уровне, однако между ними существует то различие, что первые почти не меняются посредством искусственного воздействия, тогда как вторые, или по крайней мере поступки, проистекающие из них, могут быть изменены при помощи таких мотивов, как награды и наказания, одобрение и порицание.
Человеку, который долго говорит о себе, трудно избежать тщеславия.
Эдуард Юнг
(1683—1765 гг.)
поэт
Время, затраченное впустую, есть существование; время, употребленное с пользой, есть жизнь.
Отсрочка – это воровка времени.
Комментариев нет:
Отправить комментарий